Бывает, что художник экспонируется редко. А бывает, нет. Бывает так, что не найти местную галерею, в которой бы наш герой (героиня, герои) не выставлялись. Выпускники Эстонской худакадемии Саарепуу (1973 г.) и Плинк (1977 г.) принадлежат к последним. Совместно они занимаются проблематикой «маленького человека маленькой страны» с 2004 г., дебютировав на Берлинском Open Space.
В таллинской Kunstihoone Galerii с 14 мая по 7 июня Силья Саарепуу и Виллу Плинк представляют продукт совместного творчества под названием Maal. Что не стоит однозначно переводить как «живопись», поскольку смысловая сфера эстонского языка подразумевает у этого слова и значение «деревня». Впрочем, для англоговорящего зрителя гг. художники пояснили этот нюанс через слэшку: Painting/Country.
Но на этом зрительские вопросы к Саарепуу и Плинку не исчерпываются, художники почему-то с пейзанским наивом развернули целые поляны для возможных толкований, обратив подписи к инсталляциям в комплект ребусов (у работы с нашей иллюстрации имя «А.Е!», к примеру). Может личный психоаналитик экспонентов ничего нового на Maal для себя не откроет, но мы не психоаналитики Саарепуу или Плинка!.. Многие тонкости их душевных процессов, мотивы, факты биографии, в просторечии называемые основой творчества, для нас остаются за кадром, не будучи проартикулированы экспонатами.
Выставка действительно вызывает вопросы. Неизбежные недоумения хочется прояснить. Три видео, объекты-инсталляции и фото не без толики сельского юмора посвящены простому деревенскому труду и его плодам, структурированным и символизированным в художественном пространстве экспозиции, видимо, как поленницы наколотых дров. Эдакая своеобразная изнанка живописи. Задники девственных холстов отражаются на полусферах со своими композициями из деревянных куколок-марионеток и моделей деревенских поленниц.
На одной плазме громко тарахтит пахарь-трактор, на другой мужик не тише колет дрова. На слух суммарно получается некий «тыр-тук». Кстати, весьма занудный «тыр-тук». Еще трактор из проектора выводит на стене то ли крючок на поле, то ли спираль. И снова «тыр-тук»! А встречают гостей прямо с порога этого сельского парадиза, развернувшегося в центре столицы, портреты наших художников со спины. С полусферами зеркальными. Пониже спины. Где зритель легко разглядит себя самого. Ирония по поводу сельского гостеприимства как неожиданный ключ (опустим ёрнические аллюзии по поводу «замочков») к образу «маленького человека»?.. Или составная часть этого своеобразного гимна труду, пропетого в мае Сарепуу и Плинком, натурально очередного шага на «крупномасштабной шкале серии работ о маленьком человеке»? Чем бы люди не занимались, считают художники, они не кажутся странными, пока глядим на них издалека; пока не доказано, что работа сделала из обезьяны человека или наоборот.
М.Б-мл.
На снимке: Саарепу&Плинк, «АЕ!» (2014 г. фото-принт, металлик)
ЗЫ! Не надо волноваться за смотрительницу галереи, где звучит «тыр-тук» как хвалебная ода сельскохозяйственному труду меленьких человеков: старушку снабдили наушниками. Охрана труда, однако!