Гуляла как бы сама собой по сети репродукция. Всё бы ничего: зимний Арбат, конный экипаж. Да только легенда под ней какая-то странная оказалась – «Извозчик старой Москвы (1800). Художник Федор Алексеев». Хотя подпись художника в левом нижнем углу картинки ну никак не тянет на «Федора Алексеева». И принялись мы в этой истории разбираться…
Картинка-бродяга.
Во-первых, на картине изображены реалии отнюдь не 1800 года. Доходный шестиэтажный дом, трамвай на заднем плане, уличные фонари – какой это вам 1800 год? Это уже первые годы века двадцатого! Во-вторых, подпись, которая свидетельствует, что выполнена картина не «Алексеевым», а художником Гермашевым. А кто он такой, Гермашев, разве не интересно? Если, читатель, отвечаешь «да», милости, как говаривали некогда на Москве, просим!
Подпись художника.
В 1867 году в семье чиновника уездного города Волчанска Харьковской губернии Российской империи Маркиана Бубело родился сын, в крещении получивший имя Михаил. Сызмальства любил Миша рисовать. Рисовал сугробы и первую весеннюю таль, облитый летним солнцем косогор с сияющей церковкой наверху и зябкие осенние озера. В 1892 году страсть начинает превращаться в профессию – Михаил поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учится у И.И. Левитана, А.Е. Архипова, В.А. Серова. И хотя выпускается Михаил из училища в 1899-ом, участие в выставках художник Гермашев начинает принимать с 1894-го. Его картины показываются на выставках Академии художеств, Московского товарищества художников, Московского общества любителей художеств, Товарищества передвижных художественных выставок. По мнению современников художника, произведения Гермашева выделяются высоким мастерством исполнения и потому пользуются изрядным спросом у солидных любителей пейзажной живописи. В 1897 году картина Гермашева «Снег выпал» получает первую премию Московского общества любителей художеств. Кто бы мог подумать тогда, что русский снег станет в городе Париже подлинным кормильцем художника на склоне лет?..
Но не будем забегать вперед. До Парижа еще долгие годы. А Москва рубежей столетий тепло принимает художника Гермашева. Он входит в объединение «Среда», что появилось на свет в 1886-ом из обыкновения москвича Владимира Егоровича Шмаровина собирать у себя живописцев по средам. В шмаровинской квартире, где Гермашев быстро стал своим, под аккомпанемент живых бесед из рук в руки переходит лист бумаги-«бристоль» и заполняют его живописцы акварелями и рисунками. (За четверть вековое бытование «сред» «бристолей» накопилось аж 400 штук, в 1911году эти сценки из жизни, шаржи, пейзажи были показаны Шмаровиным на юбилейной выставке). В 1903 году художники «Среды» устроили выставку в пользу московских детских приютов, на которой не осталось нераскупленных картин Михаила Гермашева. В октябре 1924 года на последнем собрании «Среды» художники поминали В.Е. Шмаровина и, выполняя его последнюю волю, решили передать художественное наследие «Среды» в Третьяковскую галерею. Не их вина, что передача состоялась позже.
Гермашев (Бубело) Михаил Маркианович (1867 - 1930). Зимний пейзаж. Окраина деревни. (1910-е, х., м.),
С 1904 по 1914 гг. Гермашев сотрудничает с рижским издательством «Ленц и Рудольф», выпускавшим художественные открытки (репродукции картин Михаила Маркиановича имели стабильный спрос). В годы I Мировой войны художник выполняет серии патриотических и религиозных произведений, но в последующей русской Смуте ни Гермашев, ни его друзья не находят себе место. Поначалу они изыскивали возможность выставляться пусть не в столицах, а в глубинке (в Рязани и Вологде в 1918 году), Гермашеву даже удается показать несколько картин на выставке в Москве, но в революционной стране востребовано было совсем другое искусство. В 1925 году художник эмигрирует в Париж.
Париж 1920-х - до отказа переполнен художниками. Конкурентов не жалуют: пишите свои «снежные зимы» и «последние лучи», на местные пейзажи даже не посягайте – условия парижан были суровы. Да и спрос на искусство тут определяли маршаны (говоря по-простому - перекупщики), что, конечно, не диктат АХРР-а, но тоже не мёд. Гермашеву отчасти повезло, удалось подрядиться «на барщину» у маршана Леона Жерара. Платил Жерар скупо (едва хватало на холст и краски), однако умел находить залетных покупателей – проданные впятеро дороже «зимы» и «лучи» вынужденного повторять самого себя Гермашева уплывали в Англию, Аргентину, Австралию. Лишь раз в 1927 году Михаилу Маркиановичу удалось выставить свои лучшие холсты в салоне Национального общества изящных искусств… Русский художник-пейзажист М.М. Гермашев (Бубело) скончался в Париже в 1930 году.
Гермашев (Бубело) Михаил Маркианович (1867 - 1930). «Вид на Кремль» (1910-е гг., х., м., 66х114, частная коллекция).
Сегодня помимо частных собраний картины М.М. Гермашева находятся в музейных коллекциях, в частности в Третьяковской галерее и Русском музее (С-Пб.). Нередко они появляются на международных и российских аукционах. Так, 30 ноября 2006 года картина «Вид на Кремль» была продана на торгах Sotheby's за £30 тыс (Sotheby’s. 30 Ноя. 2006. Russian Pictures, Works of Art and Icons, лот №52). Последний раз Гермашев выставлялся на торги Аукционным домом Егоровых (Москва) 24 октября 2017 года («Пейзаж с березами», начало ХХ в., 14.4х9.7, эстимейт 180 тыс. -210 тыс. рублей), но лот не был продан.
Такое вот «негромкое имя» - за гуляющей по сети репродукцией с неправильной легендой.
Пауль Эритарк (текст).
На иллюстрации: Гермашев (Бубело) Михаил Маркианович (1867 - 1930). Старая Москва. Улица Арбат (начало ХХ в., х., м., 48.5х69, Музейное объединения «Музей Москвы»).
Я в начале 90 годов купила в Москве на Арбате такую же картину, но в других тонах. Наверное копия. Очень люблю эту картину. Жаль, что через эту почту нельзя выслать фото.