Художник и пустота

Кто, какой знаток-богатырь сыщет на просторах российских художника, не мнящего себя философом? – Я тому богатырю, вольно припомним Корнея Чуковского, двух лягушек подарю и запретную шишку пожалую! Но, увы, не найти ни в прошлом, ни в настоящем повода для щедрости: сидеть квакушкам во своём болоте, венчать шишке заповедное древо до заговения морковкиного (сиречь леголайза)… В каждом выставочном пространстве торжествует любомудрие. Московская галерея ARTSTORY не исключение – с 27 февраля по 5 апреля 2020 года здесь состоится выставка «Владимир Мигачев. Пустота».

Выпускник художественно-графического факультета Кубанского государственного университета Владимир Мигачев (1959) с начала текущего тысячелетия практически ежегодно выставляется в каком-либо из российских городов, а в 2010-м показывал свой проект «Против света» в парижском Cite Internationale des Arts. Не новичок он и для стен ARTSTORY: в 2014 году на этой территории прошла его выставка «Средняя полоса». В 2005 году Мигачев «за вклад в отечественную культуру» был удостоен Бронзовой медали Творческого союза художников, и два года кряду (2006 и 2007) становился Дипломантом Академии художеств.

В. Мигачев. Фрагмент инсталляции «Пустота 1». 2019, х., ак., 170х210.

В своих работах Владимир Мигачев всегда использует авторскую живописную технику, применяя смешанный состав красок, включающий золу и уголь, кварцевый песок и глину, иногда даже обычную землю-чернозем, с кузбасслаком как основой. Сложная, глубокая поверхность красочного слоя делает еще более пронзительным и тонким общее образное ощущение от этих полотен. Масштабные живописные полотна давно стали своего рода визитной карточкой художника. «У некоторых критиков искусство Владимира Мигачева четко ассоциируется с традицией европейского неоэкспрессионизма, - пишет кандидат искусствоведения Кирилл Светляков, -  но экспрессионизм всегда предполагает не встраивание в традицию, а выламывание из нее. Для Мигачева таким выходом из себя стал выход в реальность из конвенций и мифологем ХХ века».

В. Мигачев. Пятно заполнения. 2019, х., ак., 35х50.

В проекте «Пустота» апокалиптические сюжеты Мигачев разворачивает в двух живописных «пространствах» - кинозала и лесного массива. Основная же серия работ будет представлена давшей название всей выставке тотальной инсталляции «Пустота». Она включает картины, выполненные на картонных коробках для строительных материалов из сетевого супермаркета. Из коробок, как пазл, складывается огромная пространственная композиция, а зрителю предлагается блуждать вдоль этих циклопических стен (размером 3 на 3,6 метра), чтобы обнаружить с оборотной стороны живописные произведения.

В. Мигачев. Фрагмент инсталляции «Пустота 2». 2019.

«Я в первый раз позволяю себе такую активную игру с пространством и потому очень волнуюсь, - прокомментировал «Пустоту» сам художник. -  Мне хотелось, чтобы зритель стал не просто сторонним созерцателем, а погрузился бы внутрь этого пространства, внутрь этой пустоты». Понятие «пустоты» отсылает к произведению философа-экзистенциалиста Ж.-П. Сартра «Тошнота». Цитаты из этого романа Мигачев использует в качестве сопроводительных надписей к своей инсталляции, будто граффити на уличных стенах. Пустотелые коробки отсылают к реально существующему району родного для художника Краснодара, неуютному, бессистемно застроенному, словно собранному из подручных хрупких материалов, но тем не менее живущему настоящей, реальной жизнью.

В. Мигачев. Населенный пункт. 2019, х., ак., 40х60.

«Сартр для меня очень важен. Я разделяю это его состояние, которое было пережито им еще в прошлом веке, стремление вырваться из окружающей серости, найти перспективу, выйти из этого пространства, - делится своими размышлениями Владимир Мигачев. - Состояние осталось, оно и сейчас во мне. Для меня это ощущение Пустоты. Я не хочу никого учить, важно просто обозначить вопросы, чтобы зритель почувствовал, что надо искать какую-то дорогу…»

В. Мигачев. Фрагмент инсталляции «Пустота 4». 2019.

«Живопись впервые оказывается словно вспомогательным элементом арт-проекта Мигачева, - подчёркивает пресс-релиз «Пустоты». - На огромных полотнах предстают привычные для художника пейзажи, в которых толпы людей представлены намеренно не персонифицировано, со спины. Они смотрят на экран в виде слепого пятна или пустоты. Одетые в униформу, прочесывают пустынные лесные пространства. Пейзаж, написанный ярко-контрастными мазками, однозначно прочитывается как пейзаж после экологической катастрофы».

В. Мигачев. Green line. 2019, х., ак., 130х190.

Короче говоря, куда нынче думающему художнику податься, чтобы отойти от «русского проклятия», от перманентного ожидания апокалипсиса?

Галерея ARTSTORY, в конце февраля приготовившаяся вместить «Пустоту», в Старопименовском переулке, 14 работает ежедневно (кроме понедельника) с 12:00 до 20:00. Входной билет ₽200.

К.С., текст.

Галерея ARTSTORY, иллюстрации.

На иллюстрации: Художник В. Мигачев у фрагмента инсталляции «Пустота».

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Искусство как никакое другое поле человеческой деятельности сберегает уникальное звучание своего времени, своей эпохи. Как знать, может быть, именно поэтому так ц�...
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
Далее
Покупали, как не в себя
На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
Далее
Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
В год 150-летия со дня рождения зодчего Алексея Викторовича Щусева (1873 – 1949) о нем образно и пластично рассказал посредством выставки в Всероссийском музее декорати�...
Далее
Классика передвигается в виртуал
Национальная галерея Финляндии открыла виртуальную выставку, по задумке кураторов, погружающую зрителя глубоко в мир образов Хуго Симберга (1873-1917), крупнейшего пр�...
Далее
Маринист выходит из штиля. Художник Алексей Боголюбов
Выставка к 200-летию со дня рождения А.П. Боголюбова (1824-1896) в сентябре 2023 года открылась в Третьяковке...
Далее