Кто, какой знаток-богатырь сыщет на просторах российских художника, не мнящего себя философом? – Я тому богатырю, вольно припомним Корнея Чуковского, двух лягушек подарю и запретную шишку пожалую! Но, увы, не найти ни в прошлом, ни в настоящем повода для щедрости: сидеть квакушкам во своём болоте, венчать шишке заповедное древо до заговения морковкиного (сиречь леголайза)… В каждом выставочном пространстве торжествует любомудрие. Московская галерея ARTSTORY не исключение – с 27 февраля по 5 апреля 2020 года здесь состоится выставка «Владимир Мигачев. Пустота».
Выпускник художественно-графического факультета Кубанского государственного университета Владимир Мигачев (1959) с начала текущего тысячелетия практически ежегодно выставляется в каком-либо из российских городов, а в 2010-м показывал свой проект «Против света» в парижском Cite Internationale des Arts. Не новичок он и для стен ARTSTORY: в 2014 году на этой территории прошла его выставка «Средняя полоса». В 2005 году Мигачев «за вклад в отечественную культуру» был удостоен Бронзовой медали Творческого союза художников, и два года кряду (2006 и 2007) становился Дипломантом Академии художеств.
В своих работах Владимир Мигачев всегда использует авторскую живописную технику, применяя смешанный состав красок, включающий золу и уголь, кварцевый песок и глину, иногда даже обычную землю-чернозем, с кузбасслаком как основой. Сложная, глубокая поверхность красочного слоя делает еще более пронзительным и тонким общее образное ощущение от этих полотен. Масштабные живописные полотна давно стали своего рода визитной карточкой художника. «У некоторых критиков искусство Владимира Мигачева четко ассоциируется с традицией европейского неоэкспрессионизма, - пишет кандидат искусствоведения Кирилл Светляков, - но экспрессионизм всегда предполагает не встраивание в традицию, а выламывание из нее. Для Мигачева таким выходом из себя стал выход в реальность из конвенций и мифологем ХХ века».
В проекте «Пустота» апокалиптические сюжеты Мигачев разворачивает в двух живописных «пространствах» - кинозала и лесного массива. Основная же серия работ будет представлена давшей название всей выставке тотальной инсталляции «Пустота». Она включает картины, выполненные на картонных коробках для строительных материалов из сетевого супермаркета. Из коробок, как пазл, складывается огромная пространственная композиция, а зрителю предлагается блуждать вдоль этих циклопических стен (размером 3 на 3,6 метра), чтобы обнаружить с оборотной стороны живописные произведения.
«Я в первый раз позволяю себе такую активную игру с пространством и потому очень волнуюсь, - прокомментировал «Пустоту» сам художник. - Мне хотелось, чтобы зритель стал не просто сторонним созерцателем, а погрузился бы внутрь этого пространства, внутрь этой пустоты». Понятие «пустоты» отсылает к произведению философа-экзистенциалиста Ж.-П. Сартра «Тошнота». Цитаты из этого романа Мигачев использует в качестве сопроводительных надписей к своей инсталляции, будто граффити на уличных стенах. Пустотелые коробки отсылают к реально существующему району родного для художника Краснодара, неуютному, бессистемно застроенному, словно собранному из подручных хрупких материалов, но тем не менее живущему настоящей, реальной жизнью.
«Сартр для меня очень важен. Я разделяю это его состояние, которое было пережито им еще в прошлом веке, стремление вырваться из окружающей серости, найти перспективу, выйти из этого пространства, - делится своими размышлениями Владимир Мигачев. - Состояние осталось, оно и сейчас во мне. Для меня это ощущение Пустоты. Я не хочу никого учить, важно просто обозначить вопросы, чтобы зритель почувствовал, что надо искать какую-то дорогу…»
«Живопись впервые оказывается словно вспомогательным элементом арт-проекта Мигачева, - подчёркивает пресс-релиз «Пустоты». - На огромных полотнах предстают привычные для художника пейзажи, в которых толпы людей представлены намеренно не персонифицировано, со спины. Они смотрят на экран в виде слепого пятна или пустоты. Одетые в униформу, прочесывают пустынные лесные пространства. Пейзаж, написанный ярко-контрастными мазками, однозначно прочитывается как пейзаж после экологической катастрофы».
Короче говоря, куда нынче думающему художнику податься, чтобы отойти от «русского проклятия», от перманентного ожидания апокалипсиса?
Галерея ARTSTORY, в конце февраля приготовившаяся вместить «Пустоту», в Старопименовском переулке, 14 работает ежедневно (кроме понедельника) с 12:00 до 20:00. Входной билет ₽200.
К.С., текст.
Галерея ARTSTORY, иллюстрации.
На иллюстрации: Художник В. Мигачев у фрагмента инсталляции «Пустота».