И ВСЯ-ТО НАША ЖИЗНЬ ЕСТЬ БОРЬБА

18 июня 1970 года во время работы над картиной «Дорога домой» в Ташкенте скончался народный художник Узбекской ССР Николай Карахан. Николай Георгиевич был из поколения, от лица которого советский поэт Анатолий Д’Актиль не без пафоса прокричал «Марш Будённого» с припевом про «беззаветных героев» и «всю-то нашу жизнь» … Впервые в России с 12 ноября по 1 декабря 2019 года во весь семизальный выставочный комплекс Государственного музея Востока развернётся персональная выставка Н.Г. Карахана, приуроченная к 120-летию художника.

Н.Г. Карахан (1900-1970). Восстание. Красные палочники. 1933, бумага, тушь, ч.с. О. Колосова.

По биографии Н.Г. Карахана можно изучать историю русского ХХ века. Николай Георгиевич родился 30 мая 1900 года в селе Нахичеваник Нагорного Карабаха. В 1907 году семья переезжает в Ташкент, где будущий живописец оканчивает гимназию. В 1917 году Карахан учится у Ивана Казакова, а в 1918-м поступает в Туркестанскую краевую художественную школу Ташкента, где его преподавателями были Алексей Исупов и Сергей Юдин. С 1920 по 1924 год Карахан служит в Красной Армии (художник политотдела). В 1926 году он становится членом Ташкентского филиала Ассоциации художников революционной России, а с 1934 по 1941-й ведёт курс живописи в Ташкентском художественном училище. В начале 1930-х вместе с Уралом Тансыкбаевым, Алексеем Подковыровым, Павлом Щеголевым, Бахрамом Хамдами Карахан вошёл в «бригаду Волкова», мечтающую органично соединить выразительные возможности Запада и Востока.

Н.Г. Карахан (1900-1970). Автопортрет. 1928, бумага, карандаш, ч.с. О. Колосова.

В 1939 году Николай Карахан участвует в оформлении фресками «Мир завтрашнего дня» павильона СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке, привлекший почти 44 миллионов человек. С 1941 года художник окончательно оставил преподавание и целиком отдал себя живописи. В годы войны Карахан не только трудится в сфере патриотической визуальной агитации на улицах Ташкента, но создаёт серию произведений на тему «Узбекистан в годы Великой Отечественной войны». В 1950-е годы Николай Георгиевич был назначен на пост председателя Художественного фонда Узбекистана и вошел в Совет Худфонда СССР. В июне 1960 года ему было присвоено звание народного художника УзССР.

Н.Г. Карахан (1900-1970). Свадьба. 1928, картон, масло, 27х37, ч.с. О. Колосова.

«Творческий путь Карахана можно разделить на два этапа, каждый из которых отмечен яркими особенностями живописной манеры художника. 1920–1930-е годы - ранний авангардный период - становление таланта живописца. Второй - зрелый период - приходится на военные и послевоенные годы», - поясняют архитектуру показа организаторы выставки в Музее Востока. Творческое наследие Карахана обильно. Здесь и крупные полотна, и небольшие этюды, и графические эскизы. Уже в ранних работах виден дар пейзажиста, что с годами дал миру прекрасную, полную восхищением красотой окружающего живопись, которая до сих пор пользуется спросом на художественном рынке. Произведения Карахана находятся в Государственном музее Востока, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее искусств Узбекистана (Ташкент) в Государственном музее искусств им. И.В. Савицкого в Нукусе и частных собраниях.

Выставка в Государственном музее Востока (куратор - Мария Филатова) покажет 120 работ Николая Карахана из частного собрания Олега Колосова, а также редкие архивные документы. Собрание Колосова в Москве и в Милане насчитывает несколько сотен произведений Карахана как раннего авангардного периода, так и военного и послевоенного времени. Картина «Дорога домой» (интересно, но ещё в 30-е гг. художник написал одноименный картон размером 16х23), ставшая последним высказыванием художника, будет также представлена на выставке на Никитском бульваре, 12-а.

А.Я., Ташкент-Москва (текст).
Государственный музей Востока, Москва (иллюстрации).

На иллюстрации: Н.Г. Карахан (1900-1970). Борцы. 1920-е гг., картон, масло, 25х50, частное собрание Олега Колосова.

 

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Тифлисских окон негасимый цвет
Далее
Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
Далее
Покупали, как не в себя
На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
Далее
Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
Далее
Классика передвигается в виртуал
Далее