Летние выставки Музея Востока заставляют вспомнить песню «Поезд идёт всё быстрей», в 1948 году исполненную и сочиненную на текст Михаила Светлова молодым тогда Тихоном Хренниковым для кинофильма «Поезд идёт на Восток»: «Перед нами путь большой». Ведь хороший музей чем-то подобен фирменному экспрессу, несущемуся во времени по тематическим рельсам.
Бато Дашицыренов. Алая саранка (2005. Х.м. 85х95)
С 30 июня в залах музея проходит выставка трёх бурятских художников «Степные истории. Продолжение…». Экспозиция представляет работы Бато Дашицыренова (1961-2010), Бельжима Доржиева (1950) и Жамсо Раднаева (1958). Как и большинство художников Бурятии Дашицыренов, Доржиев и Раднаев обращаются к тематике национального эпоса, образов и мифологии культуры Центральной Азии, органично сочетая классическую советскую пластическую школу с укоренёнными народными традициями, смело разбавляя этот микст современными формами и средствами.
Бато Дащицыренов. Воин (2004. Бронза. 34х24х11)
Воины и борцы, музыканты и шаманы слагают типичный для современной бурятской живописи и скульптуры визуальный ряд, в котором, тем не менее, узнаваем почерк каждого из художников. Работы театрального художника Доржиева погружают в пространство-время архаичного мифа, сохраняя национальную окраску и верность традиционной тематике, стремясь перейти на язык универсальных понятий. Его графические работы начинаются фантазийными цветочными акварелями, сменяются тонко выполненными пейзажами и продолжают фольклорно-мифологическую тему, заявленную в живописи.
Б.Доржиев. Юность (2014. Х.м. 89х120)
Также признанный театральный художник Бато Дашицыренов долгие годы работал главным художником мастерских Мариинского театра. Его произведения, с одной стороны, используют выразительную «театральность» образов и приёмов, с другой – постоянно преодолевают её, стремясь вырваться за границы театральных декораций. Скульптура Бато подчёркнуто объёмна, удивляет качеством обработки бронзы и камня. Образный мир заполняет широчайший спектр постмодернистской рефлексии – от бурятских погребальных масок и скифских каменных баб до Магритта. Укрупнённые гипертрофированные головы, как бы заменяющие и подменяющие собой тела, становятся сутью образного выражения (в голове, по верованиям бурят, сосредоточен источник души – «сулдэ» - человека).
Б.Доржиев. Колодец (2016. Х.м. 89х120)
Гамму Жамсо Раднаева, близкого к современному примитивизму, характеризует использование приглушённых цветов привычной для живописца зелёно-сине-жёлтой тональности. Среди сюжетных приоритетов – разработка детской темы, с использованием мягкого народного юмора. Автор намеренно лишает своих персонажей героизации. Мотивы его произведений при всей увязке с природным опытом кочевого народа общечеловечны. Сказочный фольклор (и даже некоторая литературность его работ) никогда не бывают иллюстративными. Непосредственная связь человека с земным и небесным – одна из главных тем творчества Раднаева.
Внесобытийный характер творчества этих современных бурятских художников наполняет иным, более глубоким смыслом пейзажи, портреты, зарисовки простых сценок и спортивных состязаний, выводя их далеко за пределы бытового жанра. Практически каждая работа как бы просит задуматься, какова роль традиции в современном мире, и в чем заключается феномен национального в искусстве?..
Харен Дас (Индия). Пара голубей (1940-1950-е гг., бумага, ксилография)
Около 80 произведений индийской живописи, графики и скульптуры из собрания Музея Востока составили выставку «От Инда до Ганга. От гор до равнин», открывшуюся 4 июля. Экспозиция приурочена к 70-летию независимости республики Индии, чьё современное искусство отражает особую социально-политическую историю страны.
Тилак Бандопадхайя (Индия). Успокаивающая мелодия (ХХ в. Бумага, водораствориыме краски, белила, золото, живопись).
На протяжении ста лет при активном участии английской колониальной администрации происходила «европеизация» индийской художественной культуры, привитие ей постулатов классической живописной системы. После получения Индией независимости в 1947 г., последовал период культурной самоидентификации. Начинается возрождение традиций индийской культуры и духовности, обращение к местным, исконным техникам и материалам. Уровень художественного мастерства многие из современных живописцев этой страны определяют в сопоставлении с классическим индийским искусством.
Бхану Смарт (Индия). Женщина (1947. Бумага, темпера)
Да, основой современного искусства Индии являются традиции народного творчества. Многим художникам они помогают обрести собственную манеру и стиль. Пути развития искусства в 1950-1960-х гг., широта контактов с европейскими коллегами, участие в международных выставках меняли и меняют отношение к проблеме национального своеобразия и художественного наследия. Все больший интерес вызывают символика и метафизика древнего искусства, его архаические фольклорные формы, заново переживаемые и включаемые в современное мышление индийских авангардистов.
Аруп Дас (Индия). Украденное мгновение (ХХ в., шелк, краски смешанные)
Выставки «Степные истории. Продолжение…» и «От Инда до Ганга. От гор до равнин» проследуют без непредусмотренных остановок до 23 июля 2017 г.
М.Б. (текст)
Иллюстрации: Музей Востока.
На иллюстрации: Раднаев Ж. Завтра будет теплый день (2016. Х.м. 80х88)