ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЮТСЯ БУДНИ КУЛЬТУРЫ

Так из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши культурные будни? Про телевизор – не надо (так как quae sunt Caesaris Caesari, сиречь - всяк сверчок знай свой шесток). Телевидение сегодня (в любой стране!) при самых благих намерениях своих деятелей суть кислотная среда. Но не о нём, многоканальном, у нас речь. Давайте на примере только одного музея присмотримся к тем кирпичикам-событиям, из которых и созидается культура, день за днём, вроде как локально и в то же время по-настоящему глобально.

С 14 мая по 26 мая Государственный музей Востока представит выставку одного экспоната, женского верхнего кимоно - утикакэ, «Аромат времени. Классика в современном кимоно». Японский женский костюм отличается от мужского большим разнообразием. Главным его элементом является утикакэ, что надевается поверх основного кимоно и не закрепляется поясом. В прежние времена утикакэ надевали представительницы знати во время торжеств (а ныне его применение ограничивается костюмом невесты и театром).

Женское верхнее кимоно – утикакэ.

Экспонируемое утикакэ, созданное в 2011 году компанией Нидзё Марухати по дизайну Юко Канамори, подарено Музею Востока в 2018 году господином Мидзумоти. Как и любое кимоно, оно имеет нефиксированную длину, которая может подгоняться под рост подгибом подола. На золотом фоне изображены цветущие красная и белая сливы и бурный поток. Мотивом для создания декора данного кимоно послужила ширма японского мастера декоративной живописи Огата Корина (1658-1716 гг.) «Красная и белая слива» (Художественный музей Атами). Слива – первый вестник наступающей весны, расцветающий в конце зимы - начале весны. Куратор выставки - Галина Шишкина.

18 мая Музей Востока открывает выставку «Тамга», где покажут произведения москвичек, уроженок Башкирии – художницы Мили Гатауллиной и сценаристки и писательницы Розы Хуснутдиновой. Изобразительный, литературный и анимационно-кинематографический разделы экспозиции дополнят друг друга. Всего будет экспонировано около 80 живописных и графических работ, тексты, и видеоряд (мультфильмы, фильмы). Идея выставки, выражена в названии, отсылающем к осознанию своих корней: тамга - знак родовой принадлежности, печать-подпись, которую ставили на предметы. Эта традиция была очень распространена в Башкирии, то есть там, где Восток соединяется с Западом.

Произведение Мили Гатауллиной.

Для полотен и графических листов обучавшейся в МГАХИ им. Сурикова и в Российской Академии художеств Мили Гатауллиной и литературных произведений выпускницы Литературном институт имени А.М. Горького и Высших сценарных курсов при Госкино СССР Розы Хуснутдиновой характерны поиск и создание преображенного пространства. «Тамга» - приглашение к совместному размышлению о том, что человек оставляет на Земле после себя. Это рассказ (порой не без добродушного юмора) о ценности каждого дня продлится до 16 июня 2019 года. Куратор выставки - Млада Хомутова.

23 мая в Музее Востока открывается выставка «Пленники Сириуса. Путешествие в Страну догонов». Около 50 предметов из фондов Государственного музея Востока и частных коллекций (деревянная скульптура, скульптура и амулеты из металла, маски-наголовники) по замыслу устроителей помогут зрителю сделать новый шаг к пониманию интереснейшего народа Тропической Африки - догонов, с чьим искусством Европа познакомилась с легкой руки француза Марселя Гриоля. Его книга «Бог воды. Беседы с Оготеммели» породила целый ряд домыслов вокруг культуры догонов.

В числе прочего, в ней описаны мифы догонов, связанные со звездной системой Сириуса. Однако, на деле «повелители Сириуса» оказались скорее его «пленниками», потому что легенды об их вымышленном могуществе оставили в тени подлинное величие этой культуры. Экспонируемые предметы были приобретены в январе 2019 г. в ходе работы Российской научно-исследовательской экспедиции Института востоковедения РАН, в которой два последних года принимают участие и сотрудники Государственного музея Востока. Выставка завершится 12 июня 2019 года. Куратор - Дарья Ванюкова.

На московской музейной площадке сойдутся Япония, Башкирия и Тропическая Африка.

Такие вот локальные кирпичики. Но куда уж глобальнее - культура!

К. С., Москва (текст).
Музей Востока, Москва (иллюстрации).

На иллюстрации: Экспонат выставки «Пленники Сириуса. Путешествие в Страну догонов».

 

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Тифлисских окон негасимый цвет
Далее
Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
Далее
Покупали, как не в себя
На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
Далее
Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
Далее
Классика передвигается в виртуал
Далее