Так из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши культурные будни? Про телевизор – не надо (так как quae sunt Caesaris Caesari, сиречь - всяк сверчок знай свой шесток). Телевидение сегодня (в любой стране!) при самых благих намерениях своих деятелей суть кислотная среда. Но не о нём, многоканальном, у нас речь. Давайте на примере только одного музея присмотримся к тем кирпичикам-событиям, из которых и созидается культура, день за днём, вроде как локально и в то же время по-настоящему глобально.
С 14 мая по 26 мая Государственный музей Востока представит выставку одного экспоната, женского верхнего кимоно - утикакэ, «Аромат времени. Классика в современном кимоно». Японский женский костюм отличается от мужского большим разнообразием. Главным его элементом является утикакэ, что надевается поверх основного кимоно и не закрепляется поясом. В прежние времена утикакэ надевали представительницы знати во время торжеств (а ныне его применение ограничивается костюмом невесты и театром).
Женское верхнее кимоно – утикакэ.
Экспонируемое утикакэ, созданное в 2011 году компанией Нидзё Марухати по дизайну Юко Канамори, подарено Музею Востока в 2018 году господином Мидзумоти. Как и любое кимоно, оно имеет нефиксированную длину, которая может подгоняться под рост подгибом подола. На золотом фоне изображены цветущие красная и белая сливы и бурный поток. Мотивом для создания декора данного кимоно послужила ширма японского мастера декоративной живописи Огата Корина (1658-1716 гг.) «Красная и белая слива» (Художественный музей Атами). Слива – первый вестник наступающей весны, расцветающий в конце зимы - начале весны. Куратор выставки - Галина Шишкина.
18 мая Музей Востока открывает выставку «Тамга», где покажут произведения москвичек, уроженок Башкирии – художницы Мили Гатауллиной и сценаристки и писательницы Розы Хуснутдиновой. Изобразительный, литературный и анимационно-кинематографический разделы экспозиции дополнят друг друга. Всего будет экспонировано около 80 живописных и графических работ, тексты, и видеоряд (мультфильмы, фильмы). Идея выставки, выражена в названии, отсылающем к осознанию своих корней: тамга - знак родовой принадлежности, печать-подпись, которую ставили на предметы. Эта традиция была очень распространена в Башкирии, то есть там, где Восток соединяется с Западом.
Произведение Мили Гатауллиной.
Для полотен и графических листов обучавшейся в МГАХИ им. Сурикова и в Российской Академии художеств Мили Гатауллиной и литературных произведений выпускницы Литературном институт имени А.М. Горького и Высших сценарных курсов при Госкино СССР Розы Хуснутдиновой характерны поиск и создание преображенного пространства. «Тамга» - приглашение к совместному размышлению о том, что человек оставляет на Земле после себя. Это рассказ (порой не без добродушного юмора) о ценности каждого дня продлится до 16 июня 2019 года. Куратор выставки - Млада Хомутова.
23 мая в Музее Востока открывается выставка «Пленники Сириуса. Путешествие в Страну догонов». Около 50 предметов из фондов Государственного музея Востока и частных коллекций (деревянная скульптура, скульптура и амулеты из металла, маски-наголовники) по замыслу устроителей помогут зрителю сделать новый шаг к пониманию интереснейшего народа Тропической Африки - догонов, с чьим искусством Европа познакомилась с легкой руки француза Марселя Гриоля. Его книга «Бог воды. Беседы с Оготеммели» породила целый ряд домыслов вокруг культуры догонов.
В числе прочего, в ней описаны мифы догонов, связанные со звездной системой Сириуса. Однако, на деле «повелители Сириуса» оказались скорее его «пленниками», потому что легенды об их вымышленном могуществе оставили в тени подлинное величие этой культуры. Экспонируемые предметы были приобретены в январе 2019 г. в ходе работы Российской научно-исследовательской экспедиции Института востоковедения РАН, в которой два последних года принимают участие и сотрудники Государственного музея Востока. Выставка завершится 12 июня 2019 года. Куратор - Дарья Ванюкова.
На московской музейной площадке сойдутся Япония, Башкирия и Тропическая Африка.
Такие вот локальные кирпичики. Но куда уж глобальнее - культура!
К. С., Москва (текст).
Музей Востока, Москва (иллюстрации).
На иллюстрации: Экспонат выставки «Пленники Сириуса. Путешествие в Страну догонов».