ИЗ ЖИЗНИ КНЯЖЕСКОЙ СЕМЬИ

Что мы, не заглядывая в google, скажем о князьях Юсуповых? Ну, Феликс Феликсович, он же граф Сумароков-Эльстон, на слуху как убийца Григория Распутина?.. Всё, конечно, так, но достопочтеннейший ГМИИ имени А.С. Пушкина в эти дни по поводу 100-летия Государственного музея-усадьбы «Архангельское» открывает куда менее известные факты из жизни княжеской семьи. С 29 октября 2019 года по 12 января 2020 года в Главном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит камерная выставка «Князья Юсуповы и Цветаевский музей».

Ротонда в усадьбе князя Юсупова Архангельское.

В Москве, в отличие от столичного Петербурга, до середины XIX века не существовало общедоступного художественного собрания. О создании Музея античного искусства при Московском университете с 1893 года мечтал профессор кафедры истории и теории искусств Московского университета, филолог-латинист, историк искусства Иван Владимирович Цветаев (1847-1913). Коллекция Кабинета изящных искусств при Московском университете в двух комнатах на Большой Никитской улице к 1890-м гг. самым естественным путём так увеличилась, что появилась потребность в новых экспозиционных пространствах. В связи с этим профессор Цветаев опубликовал ряд статей, в которых активно продвигал идею строительства нового Музея античного искусства при Московском университете. Вскоре он выпустил брошюру «Комитет для устройства в Москве Музея античного искусства при Императорском Московском университете».

Иван Владимирович Цветаев, заслуженный профессор (1898), член-корреспондент С-Пб. Академии Наук, создатель и первый директор ГМИИ им. А.С. Пушкина. Отец Марины и Анастасии Цветаевых.

Организация Комитета по устройству Музея изящных искусств положила начало созданию нового музея. В Комитет вошли профессора Московского университета, художники, архитекторы, коммерсанты, члены императорской семьи и владельцы крупнейших состояний. Преданными идее Цветаева жертвователями были коллекционеры и меценаты княгиня Зинаида Николаевна и князь Феликс Феликсович Юсуповы, владельцы крупного фамильного состояния. Они входили в число членов-учредителей Комитета по устройству Музея изящных искусств. В 1898–1900 годах князь Феликс Феликсович Юсупов, граф Сумароков-Эльстон финансировал работы художника Федора Петровича Реймана по копированию раннехристианских фресок в римских катакомбах, а княгиня Зинаида Николаевна Юсупова оплатила изготовление одного из самых известных экспонатов музея - слепка конной статуи кондотьера Коллеони, исполненной Андреа Верроккьо. Княжеская чета также полностью оплатила строительство Римского зала музея, который сооружался в 1902–1906 годах. При открытии музея в 1912 году этот зал получил имя знаменитого предка Зинаиды Николаевны, князя Николая Борисовича Юсупова–старшего, основателя семейного художественного собрания.

Собиратели и меценаты былых времён: Зинаида Николаевна и Николай Борисович Юсупов-старший.

К началу ХХ века Юсуповы владели крупнейшим в Империи частным художественным собранием и подумывали о создании частных публичных музеев в петербургском дворце на Мойке и в подмосковной усадьбе Архангельское. Но 1917-й год разлучил коллекцию и коллекционеров. Только двух Рембрандтов Юсуповы вывезли из России, да и тех продали вместе с фамильными драгоценностями, чтобы купить домик в Булонском лесу. Практически всё остальное было национализировано и поступило в Музей изящных искусств в Москве (с 1937 года - Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Сегодня многие «юсуповские» картины, на время проведения выставки отмеченные специальной маркировкой, находятся в постоянной экспозиции музея.

Римский зал имени князя Н.Б. Юсупова.

На выставке «Князья Юсуповы и Цветаевский музей» представлены материалы из собраний Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного музея-усадьбы «Архангельское», Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева, Государственного исторического музея и Российского государственного архива древних актов. Впервые экспонируются: два чертежа-эскиза Р.И. Клейна (ГНИМА им. А.В. Щусева), письмо Ф.Ф. Юсупова к И.В. Цветаеву (отдел рукописей ГМИИ им. А.С. Пушкина), письмо И.В. Цветаева к З.Н. Юсуповой (РГАДА), диплом Комитета по устройству Музея изящных искусств, выданный члену-учредителю княгине З.Н. Юсуповой (ГИМ). В рамках образовательной программы к выставке в Пушкинском музее будут прочитаны лекции, посвященной усадьбе Архангельское. Куратором проекта выступила ведущий научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина Любовь Юрьевна Савинская.

М.Б., Москва (текст).
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Архив Прииска (иллюстрации).

На иллюстрации: Князь Феликс Феликсович, он же граф Сумароков-Эльстон с супругой Ириной и дочерью. 1916 год.

 

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Тифлисских окон негасимый цвет
Далее
Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
Далее
Покупали, как не в себя
На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
Далее
Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
Далее
Классика передвигается в виртуал
Далее