Добрая традиция дарения жемчужин частных коллекций музеям, похоже, прижилась в Москве. 19 сентября 2019 года Государственный музей Востока представил выставку одного экспоната – картину XVIII века китайского художника У Ци «Карп превращается в дракона», подаренную музею согласно воле дипломата и академика С.Л. Тихвинского (1918-2018). Выставка (куратор Лариса Кузьменко ) продлится до 13 октябяря 2019 года.
В музей картина, принадлежавшая Сергею Леонидовичу Тихвинскому, была передана в 2018 году внучкой легендарного советского дипломата Натальей Михайловной Майоровой, выполнившей прижизненную волю своего деда. Выставка посвящена как личности Тихвинского, так и его дару. 1 октября 1949 года на торжествах по случаю образования КНР на пекинской площади Тянаньмэнь Тихвинский представлял Советский Союз, а на следующий день через него же правительство Советского Союза осуществило акт торжественного признания Китайской Народной Республики и установления дипломатических отношений между СССР и КНР. Разумеется, он был лично знаком с Мао Цзэдуном.
Картина художника У Ци «Превращение рыбы в дракона» - образец китайской классической живописи чунъюй «насекомые и рыбы» (разновидность жанра хуаняохуа «цветы и птицы»). Размер картины: 225 х 130 см. На полотне изображена выпрыгнувшая из воды над стилизованными волнами крупная рыба, которая опирается на изогнутый хвост. Справа вверху авторская надпись: «Отшельник У Ци по прозвищу Сюэ я шань жэнь («Отшельник Заснеженный утес) написал». О художнике У Ци имеется мало сведений, но судя по месту рождения, поэтическому псевдониму и стилю живописи можно предположить его близость с мастерами направления вэньжэньхуа, т.е. «живопись интеллектуалов». Их картины часто соединяют в себе манеру гунби (тщательная кисть) с еле заметным размывом, монохромную манеру с полихромной, выступающей в виде легкой подцветки. В картине У Ци выступает художественный синтез, где «живопись рыб» дополняется пейзажем со стилизованными волнами, а изображение тела карпа создано в «бескостной» манере на фоне активных тушевых размывов в духе сеи или свободной кисти. Живопись выполнена тушью, но в тело рыбы вплетаются отдельные мазки и пятна охры, создавая эффект изысканной полихромии. В изображении карпа таится глубокий смысл. Карп, преодолевающий водопад, стал символом упорного студента, который через многолетние трудности, получает ученую степень, становясь «благородным драконом».
Не потому ли картина, подаренная музею Сергеем Леонидовичем Тихвинским, ассоциируется с его выдающейся личностью, достигшей высот науки и политической деятельности?
К. С., Москва (текст).
Государственный музей Востока, Москва, Архив Прииска (иллюстрация).
На иллюстрации: 1 октября 1949 года на пекинской площади Тянаньмэнь.