Добрая традиция дарения жемчужин частных коллекций музеям, похоже, прижилась в Москве. 19 сентября 2019 года Государственный музей Востока представил выставку одного экспоната – картину XVIII века китайского художника У Ци «Карп превращается в дракона», подаренную музею согласно воле дипломата и академика С.Л. Тихвинского (1918-2018). Выставка (куратор Лариса Кузьменко ) продлится до 13 октябяря 2019 года.
В музей картина, принадлежавшая Сергею Леонидовичу Тихвинскому, была передана в 2018 году внучкой легендарного советского дипломата Натальей Михайловной Майоровой, выполнившей прижизненную волю своего деда. Выставка посвящена как личности Тихвинского, так и его дару. 1 октября 1949 года на торжествах по случаю образования КНР на пекинской площади Тянаньмэнь Тихвинский представлял Советский Союз, а на следующий день через него же правительство Советского Союза осуществило акт торжественного признания Китайской Народной Республики и установления дипломатических отношений между СССР и КНР. Разумеется, он был лично знаком с Мао Цзэдуном.
У Ци. Превращение рыбы в дракона. XVIII век, Китай, 225х130.
Картина художника У Ци «Превращение рыбы в дракона» - образец китайской классической живописи чунъюй «насекомые и рыбы» (разновидность жанра хуаняохуа «цветы и птицы»). Размер картины: 225 х 130 см. На полотне изображена выпрыгнувшая из воды над стилизованными волнами крупная рыба, которая опирается на изогнутый хвост. Справа вверху авторская надпись: «Отшельник У Ци по прозвищу Сюэ я шань жэнь («Отшельник Заснеженный утес) написал». О художнике У Ци имеется мало сведений, но судя по месту рождения, поэтическому псевдониму и стилю живописи можно предположить его близость с мастерами направления вэньжэньхуа, т.е. «живопись интеллектуалов». Их картины часто соединяют в себе манеру гунби (тщательная кисть) с еле заметным размывом, монохромную манеру с полихромной, выступающей в виде легкой подцветки. В картине У Ци выступает художественный синтез, где «живопись рыб» дополняется пейзажем со стилизованными волнами, а изображение тела карпа создано в «бескостной» манере на фоне активных тушевых размывов в духе сеи или свободной кисти. Живопись выполнена тушью, но в тело рыбы вплетаются отдельные мазки и пятна охры, создавая эффект изысканной полихромии. В изображении карпа таится глубокий смысл. Карп, преодолевающий водопад, стал символом упорного студента, который через многолетние трудности, получает ученую степень, становясь «благородным драконом».
Академик С.Л. Тихвинский (1918-2018).
Не потому ли картина, подаренная музею Сергеем Леонидовичем Тихвинским, ассоциируется с его выдающейся личностью, достигшей высот науки и политической деятельности?
К. С., Москва (текст).
Государственный музей Востока, Москва, Архив Прииска (иллюстрация).
На иллюстрации: 1 октября 1949 года на пекинской площади Тянаньмэнь.