Прежде чем правильно или неправильно закрыть выставку её надо сделать. Художник Максим Симченко (1991) сделал. Его выставка «Байки старого кактусиста», вроде как, и невелика была по размерам, но вполне уложилась в поговорку про золотник, который мал да дорог.
Пара дюжин рисунков, интерактивный объект и работа в технике живописной аппликации повествовали о житье-бытье, о мечтах пожилого таллинца. Во всех смыслах этого слова – достойнейшего наследника Акакия Акакиевича, того самого петербургского господина Башмачкина, кто с легкой руки Николая Васильевича Гоголя аки Атлант на нешироких плечах своих почти две сотни лет держит русскую культуру.
Негромкие байки героя Симченко в галерее Domini Canes посетитель «слушал» внимательно. Располным-полна монетами к исходу выставки оказалась кепка объекта «Коты кактусы не едят» - зрители столько набросали, что коту из пролетарского квартала на месяц сытой - по его, разумеется, понятиям - экологически правильной жизни хватит. Многие рисунки нашли себе неглупых владельцев (скажем приземлённо, но внятно: годов через –надцать каждый купленный с выставки рисунок сторицей окупит затраченные на него сегодня деньги).
Короче говоря, удалась выставка! Засвидетельствовала, как было сказано на Закрытии, рождение в Таллине нового художника. Не нового члена какого-либо творческого союза, а просто художника, открывающего другим новую, подчас весьма неожиданную грань бытия.
Потому и закрыть выставку надо было по-особенному, без привычной для Таллина почти похоронной тиши. И для всякого, кто оставил запись в тетради отзывов, и для гостей Торжественного Закрытия Максим Симченко устроил бесплатную лотерею. Пронумеровал оставшиеся от покупателей работы, пронумеровал отзывы, оделил номерами каждого гостя.
А далее (чуть остыв от горячих объятий поклонников) высыпал бумажки с номерами выставочных работ в кепку, перемешал и попросил кого-то из гостей вытянуть номер приза. Забавно, жребий стать призовой работой пал на рисунок «Поливка», где старик с неизменной сигаретой поливает кактус на подоконнике, а кот, размышляя, возлежит на столе под картиной с видом на Морские ворота славного града Ревеля.
Теперь осталось определить счастливчика. Надо ли удивляться, что симпатичнейшая посетительница закрытия извлекла из кепки бумажку с номером 13? А вот тому, что 13-ый номер оказался у фотографа проекта Прииск Александр Пахарева, поразиться можно и нужно! Хотя бы того для, чтобы избежать и намёка на подтасовку со стороны организаторов розыгрыша. В чистейшем виде прихоть Госпожи Фортуны.
Но наверное именно так, играя, надо правильно закрывать по-настоящему успешную выставку. Даря предчувствие новой игры.
Олег Серебряков (текст).
На иллюстрации: 13-ый счастливый: А.Пахарев с главным призом Торжественного Закрытия.
А.Пахарев, М.Симченко (фото)