«КАКАЯ УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ…». ПОКОРИТЕЛИ БУМАЖНОГО МИРА

Однажды в 1918 году Владимир Ильич Ленин позвал к себе товарища Луначарского и заявил, что надо двинуть вперед искусство как агитационное средство, надо украсить здания, заборы и места, где обыкновенно бывают афиши, большими революционными надписями. Сказано – сделано. Совместная выставка Московского музея дизайна, брюссельского Музея дизайна ADAM, Архива А. Родченко и А. Степановой, пражской Ne boltai! Collection «Бумажная революция» в берлинском Bröhan-Museum, в общем-то, и показывает практические результаты указания Ильича.

Экспонаты выставки «Бумажная революция» в Bröhan-Museum.

Выставка, приуроченная к 100-летию Октября, посвящена советскому графическому дизайну 1920-1930-х гг. В экспозиции представлены работы Александра Родченко, Варвары Степановой, Густава Клуциса, братьев Стенбергов, Эль Лисицкого, Сергея Сенкина и др. Это плакаты, афиши, книги, журналы, рисунки, марки, почтовые открытки, архивные фотоматериалы, конструктивистская упаковка, а также знаменитый манифест «Конструктивизм» Алексея Гана.
Особый визуальный язык стал основным инструментом политической пропаганды. Художники-конструктивисты, представители наиболее значительного художественного движения 1920-х годов, декларировали конец традиционной живописи и создание "нового искусства". До начала 1930-х годов политические изменения в обществе и эстетические в искусстве происходили параллельно. "Конструктивистская революция" пыталась изменить роль художника, превратить его в конструктора вещей, в создателя нового материального мира.

В зале "Бумажной революции" в Bröhan-Museum.

Но массовый потребитель не был готов к экстравагантным минималистическим проектам мебели, предметов быта, одежды. Потребитель не хотел платить деньги за искусство, превратившееся в повседневные вещи. "Эстетическая" революция осталась только на бумаге. Практически единственной сферой, в которой художники могли применять новаторский подход, был графический дизайн: оформление книг, журналов, плакатов. Графический дизайн конструктивистов стал стилем времени. Именно это искусство периода массовой технической репродукции было основным продуктом художников, мечтавших о покорении всего материального мира, но сумевших покорить только мир бумажный.

В 1905 году пришлось как-то Владимиру Ильичу вместе с товарищем Луначарским ночевать в квартире ещё одного товарища. А там, между прочим, была целая коллекция кнакфуссовских изданий (серия иллюстрированных монографий, с 1895 г. издававшихся в Германии Германом Кнакфуссом (1848—1915), художником и искусствоведом). До утра Владимир Ильич не мог заснуть, все рассматривал одну книгу за другой и потом сказал проснувшемуся Луначарскому: «Какая увлекательная область история искусства. Сколько здесь работы ...»

Кураторы «Бумажной революции» Александра Санькова и Константин Акинша. Выставка в Bröhan-Museum продлится до 21 января 2018 года.

Б.М. (текст), (Иллюстрации Bröhan-Museum, Берлин).
На иллюстрации: Экспонат выставки «Бумажная революция»

 

 

 

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Искусство как никакое другое поле человеческой деятельности сберегает уникальное звучание своего времени, своей эпохи. Как знать, может быть, именно поэтому так ц�...
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
Далее
Покупали, как не в себя
На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
Далее
Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
В год 150-летия со дня рождения зодчего Алексея Викторовича Щусева (1873 – 1949) о нем образно и пластично рассказал посредством выставки в Всероссийском музее декорати�...
Далее
Классика передвигается в виртуал
Национальная галерея Финляндии открыла виртуальную выставку, по задумке кураторов, погружающую зрителя глубоко в мир образов Хуго Симберга (1873-1917), крупнейшего пр�...
Далее
Маринист выходит из штиля. Художник Алексей Боголюбов
Выставка к 200-летию со дня рождения А.П. Боголюбова (1824-1896) в сентябре 2023 года открылась в Третьяковке...
Далее