Когда закаты были роскошны

Подлинные империи, даже разорванные смутами на династии, имеют обыкновение после себя оставлять изумительное, потрясающее потомков культурное наследие. Иран исключением не является. Искусство его предпоследней монархической династии – Каджаров – по сей день пользуется спросом на топовых этажах художественного рынка. Cтоит ли удивляться, что в Москве сегодня,15 мая 2021 года, в Государственном музее Востока для широкой публики открывается выставка «Роскошь заката: Иран эпохи Каджаров»?

Каджарская династия пришла к власти в Иране в последней четверти XVIII в. после долгой междоусобицы, достойной сериала, рядом с которым померкнет «Игра престолов» (разумеется, при мало-мальски добросовестной работе съемочной бригады). Да и само правление каджаров не было безоблачным. При этой славной династии случилась трагедия с погромом российского посольства и убийством Александра Грибоедова. Однако при этой династии возникли первые ростки модернизации, пусть и на фоне явственных признаков упадка. В искусстве каджаров ярко отразились две основные тенденции той эпохи - интерес к европейским достижениям и преклонение перед собственной историей, эпосом и традициями, уходящими в минувшее, в империю Селевкидов.

Когда закаты были роскошны 1
Коробочка для нюхательного табака. Вторая половина XIX в., Иран

Каджарский проект Музея Востока знакомит с малоизвестной страницей иранской истории и искусства - периодом конца XVIII-начала XX вв., занимая весь выставочный комплекс музея -7 залов! Впервые в России в одном пространстве собрано более 300 предметов из богатейшей иранской коллекции музея: произведения живописи и миниатюры, керамика и стекло, изделия из дерева и художественный металл, ковры и расписные ткани, манускрипты и оружие. Выставка дополнена историческими документами из Государственного Архива РФ, экспонатами из фонда Марджани, а также фотоматериалами из Кунсткамеры (МАЭ РАН). Большая часть экспонатов никогда не покидала фонды музея и выставляется впервые.

Когда закаты были роскошны 2
Неизвестный мастер. Женщина у окна. XIX в., Иран

Экспозиция концептуально поделена на ряд тематических разделов и исследует разные стороны жизни иранского общества XIX - начала XX века: идеологию верховной власти, религиозные практики и народные суеверия, взаимоотношения с иностранцами и воздействие европейской моды, военные традиции и мастерство ремесленников, а также бытовую культуру, в которой современные новшества сочетались с устоявшимися обычаями. Произведения каджарского искусства не похожи на изысканные шедевры предшествующих эпох, но в них живет во всех противоречиях породившее их время. Наивные и многозначные, грубоватые и обаятельные, красочные и жизнеутверждающие, они бросают отблеск небывалой роскоши и сказочной фантазии на закатный период иранского средневековья.

Когда закаты были роскошны 3
Женщина со служанкой. Первая половина XIX в., Иран

В последние десятилетия значимость каджарского искусства, долгое время остававшегося недооцененным, стала осознаваться искусствоведами и сотрудниками музеев, решившимися показать посетителям произведения этого периода. В разные годы выставки прошли в Лансе (Лувр-Ланс 2014)); Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1998); Баку (центр Г. Алиева при участии Тбилисского музея истории Грузии (2019). Первой в этом ряду еще в начале 1970-х гг. стала выставка живописи из собрания Музея Востока (Москва, Государственный музей Востока, 1973).

Когда закаты были роскошны 4
Чашка курительной трубки. XIX в., металл, дерево, серебро, эмаль, ковка, пайка, позолота, роспись, резьба. Иран

Необходимо отметить, что коллекция каджарского искусства Государственного музея Востока насчитывает более 1000 предметов искусства и является одной из самых представительных в мире - наряду с собраниями парижского Лувра, музея Виктории и Альберта в Лондоне и Государственного Эрмитажа. В рамках выставки планируется масштабная культурная программа: кураторские экскурсии, лекции, концерты, кинопоказы, мастер-классы, а также онлайн-программа. Выставка, кураторами которой выступили Мария Кулланда и Полина Коротикова, продлится до 25 июля 2021 года.

По-моему, стоящее это дело – поглядеть на артефакты тех времён, когда закаты были роскошны.

Текст: А.Р. Тель, Москва

Иллюстрации: Государственный музей Востока

На иллюстрации: Неизвестный мастер. Конная прогулка. Конец XIX в., Иран, изразец

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Последняя тайна Караваджо. Последняя?
Будет ли когда-нибудь раскрыта тайна смерти художника? Да и последняя ли она? ...
Далее
За Пушкина в ГУЛАГ. Художник Юстицкий
В московской галерее «Открытый клуб», которую следовало бы, по правде, назвать институтом-тусовкой, открылась выставка «Пушкинская сюита», акварелей середины 1930-х ...
Далее
Много секса? И слава Богу! Венецианская биеннале глазами берлинского галериста
Далее
Удовлетворить и удивить
Далее
Тифлисских окон негасимый цвет
Далее
Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее