Подлинные империи, даже разорванные смутами на династии, имеют обыкновение после себя оставлять изумительное, потрясающее потомков культурное наследие. Иран исключением не является. Искусство его предпоследней монархической династии – Каджаров – по сей день пользуется спросом на топовых этажах художественного рынка. Cтоит ли удивляться, что в Москве сегодня,15 мая 2021 года, в Государственном музее Востока для широкой публики открывается выставка «Роскошь заката: Иран эпохи Каджаров»?
Каджарская династия пришла к власти в Иране в последней четверти XVIII в. после долгой междоусобицы, достойной сериала, рядом с которым померкнет «Игра престолов» (разумеется, при мало-мальски добросовестной работе съемочной бригады). Да и само правление каджаров не было безоблачным. При этой славной династии случилась трагедия с погромом российского посольства и убийством Александра Грибоедова. Однако при этой династии возникли первые ростки модернизации, пусть и на фоне явственных признаков упадка. В искусстве каджаров ярко отразились две основные тенденции той эпохи - интерес к европейским достижениям и преклонение перед собственной историей, эпосом и традициями, уходящими в минувшее, в империю Селевкидов.
Каджарский проект Музея Востока знакомит с малоизвестной страницей иранской истории и искусства - периодом конца XVIII-начала XX вв., занимая весь выставочный комплекс музея -7 залов! Впервые в России в одном пространстве собрано более 300 предметов из богатейшей иранской коллекции музея: произведения живописи и миниатюры, керамика и стекло, изделия из дерева и художественный металл, ковры и расписные ткани, манускрипты и оружие. Выставка дополнена историческими документами из Государственного Архива РФ, экспонатами из фонда Марджани, а также фотоматериалами из Кунсткамеры (МАЭ РАН). Большая часть экспонатов никогда не покидала фонды музея и выставляется впервые.
Экспозиция концептуально поделена на ряд тематических разделов и исследует разные стороны жизни иранского общества XIX - начала XX века: идеологию верховной власти, религиозные практики и народные суеверия, взаимоотношения с иностранцами и воздействие европейской моды, военные традиции и мастерство ремесленников, а также бытовую культуру, в которой современные новшества сочетались с устоявшимися обычаями. Произведения каджарского искусства не похожи на изысканные шедевры предшествующих эпох, но в них живет во всех противоречиях породившее их время. Наивные и многозначные, грубоватые и обаятельные, красочные и жизнеутверждающие, они бросают отблеск небывалой роскоши и сказочной фантазии на закатный период иранского средневековья.
В последние десятилетия значимость каджарского искусства, долгое время остававшегося недооцененным, стала осознаваться искусствоведами и сотрудниками музеев, решившимися показать посетителям произведения этого периода. В разные годы выставки прошли в Лансе (Лувр-Ланс 2014)); Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1998); Баку (центр Г. Алиева при участии Тбилисского музея истории Грузии (2019). Первой в этом ряду еще в начале 1970-х гг. стала выставка живописи из собрания Музея Востока (Москва, Государственный музей Востока, 1973).
Необходимо отметить, что коллекция каджарского искусства Государственного музея Востока насчитывает более 1000 предметов искусства и является одной из самых представительных в мире - наряду с собраниями парижского Лувра, музея Виктории и Альберта в Лондоне и Государственного Эрмитажа. В рамках выставки планируется масштабная культурная программа: кураторские экскурсии, лекции, концерты, кинопоказы, мастер-классы, а также онлайн-программа. Выставка, кураторами которой выступили Мария Кулланда и Полина Коротикова, продлится до 25 июля 2021 года.
По-моему, стоящее это дело – поглядеть на артефакты тех времён, когда закаты были роскошны.
Текст: А.Р. Тель, Москва
Иллюстрации: Государственный музей Востока
На иллюстрации: Неизвестный мастер. Конная прогулка. Конец XIX в., Иран, изразец