С 28 июня по 31 октября 2014 года в Санкт-Петербурге разворачивается действо (иначе и не определить!) Manifesta, представительной международной биеннале современного искусства. О том, что впервые за свои 20 лет этот кочующий арт-форум пройдет на восточноевропейской площадке, стало известно в феврале прошлого года. Вообще, к нынешней Manifesta слово «впервые» как нельзя более применимо. Впервые, впервые, впервые… Почти каждое «впервые» из главной и параллельной программы биеннале заслуживает эпитета «знаковое». Как иначе определить ключевое участие в Manifesta отмечающего 250-летие Государственного Эрмитажа?
Форум Манифеста-10 арт-критика обеих российских столиц авансировала как «самое значительное событие в календаре российского современного искусства в этом году». 52 художника и арт-групп со всех концов Света поделятся образным воплощением своих концепций с петербуржцами, гостями Северной Пальмиры и друг другом в рамках главной программы Manifesta. С мая параллельная программа форума разворачивается на стогнах и улицах культурной столицы России, вписывая в урбанистическую среду русского мегаполиса десятки разнообразных проектов практически в цирковом формате. Уже 7 июня на Свердловской набережной проект «Современное искусство на цирковой арене» представлял хорошо известный в Европе Upsala circus Ларисы Афанасьевой, создающий «альтернативу уличной жизни для детей и подростков». Игровая атмосфера созданная уличными циркачами определенно послужила смелой и точной увертюрой к празднику современного искусства, хотя нельзя не отметить некоторую разницу в городском и традиционно чуть чопорным музейном контекстах Манифесты-10.
Главная программа Manifesta открылась эрмитажной выставкой немецкого куратора и многолетнего директора Кёльнского музея Людвига Каспара Кенига, по ёмкому самоопределению, «типичного интеллигента послевоенной Западной Германии». Как говорят инсайдеры, Кениг не раздумывая принял приглашение директора Государственного Эрмитажа М.Б.Пиотровского курировать Манифесту-10 (соответствующий контракт был подписан в августе 2013 года). Широко известный в узких кругах арт-Европы Каспар Кениг заявил о стремлении сделать основной проект взвешенным: «Работы, выполненные или отобранные для Manifesa, будут располагаться в главной анфиладе, на четвертом и третьем этажах Главного штаба. Они будут перемежаться произведениями XIX–XX веков из эрмитажной коллекции. Некоторые художники в своих работах обращаются к политическим и социальным аспектам жизни общества, но не этот критерий был решающим при отборе их работ. Выбор художников и произведений осуществлялся исключительно по профессиональной репутации и художественной ценности».
Наверное, поэтому петербургская Manifesta на фоне предшественниц выглядит более возрастной и более скромной по количеству участников. По политическим мотивам от участия отказались лишь российская группа «Что делать?» и чех Павел Альтхаммер. За вычетом участников параллельной (public art) программы под кураторством «апеллирующей к общественности» Иоанны Варши в основной обойме остаётся 40 имен (И.Варша на прошлогодней Венецианской биеннале де-факто представляла павильон Грузии). Искусство необходимо сегодня больше, чем обычно, отмечала И.Варша, если это искусство готово критически подойти к проблемам и конфликтам нашего времени за пределами безопасного Запада. «Создание искусства — это наша форма борьбы с пассивностью, аполитичностью и плутократией в России», - предельно внятно проартикулировала свой подход и выбор параллельный куратор.
Кстати, 28 июня программа под кураторством Варши представила в петербургском к.ц. «Тайга» пятерку эстонских авторов (Мари-Леэн Киипли, Кулла Лаас, Аап Теппер, Мари Воленс и Кристина Ыллек), чья Rundum Showcase, игра в альтернативные способы экспонирования развернулась в Петербурге при поддержке Министерства культуры Эстонии. Литовец Деймантас Наркявичус (1964 г.), недавно экспонировавшийся в Музее современного искусства Чикаго, Музее современного искусства Нью-Йорка и Новом музее Нью-Йорка, под занавес июня дважды представит городу и миру традиционные боевые казачьи песни («Грустные песни о войне», 2014 г.) при содействии Фонда казачьей культуры.
Но вернемся к основной программе Манифесты-10. Пробующая себя в кинодокументалистике, философско-исторической эссеистике, рисунке и скульптуре эстонка Кристина Норман (1979 г.) поставила у Зимнего дворца скульптурную модель… рождественской ёлки! Да не просто модель праздничного древа, но «устанавливая визуальную и семантическую связь с главными площадями городов СССР», включая т.н. киевский Майдан. Может, «северная Венеция» теплее Венеции обыкновенной 2011 года примет плоды творческих изысканий и поисков «исторической правды» госпожи Норман – как знать? Пейзанская незатейливость подхода к теме порой на ура воспринимается зрителем мегаполиса.
Специалисты в разговоре о петербургской Манифесте не обходят роль Отдела современного искусства Эрмитажа под руководством Дмитрия Озеркова, «подготовившего почву» к самой масштабной интервенции contemporary art в классический музей. (Вспомнить хотя бы экспозицию Энтони Гормли, когда античная скульптура была снята с постаментов!) Парадная лестница Нового Эрмитажа, конечно, не превратится в эскалатор станции метро «Ладожская» или торгового центра – однако, фортепианная аудиоинсталляция Сьюзен Филипс явно придаст подъему в мир современного искусства дополнительные объемы. Зелёная «копейка», на которой живущий в Мексике уроженец Бельгии Фрэнсис Алис (1959 г.) натурально приехал в Петербург, как бы продолжая и для тематику перемещения в пространстве, врезалась в дерево (но не в Нормановскую ёлку) у Зимнего…
По плану куратора Манифесты-10 К.Кенига, работы основной программы, перемежаясь с произведениями XIX-ХХ вв., в анфиладе Главного штаба представляют сквозной маршрут. От испанца Хуана Муньоса (1953-2001 гг.) и россиянинаТимура Новикова (1958-2002 гг.) к мультимедийной француженке Доминик Гонсалес-Ферстер (1965 г.). По пути – в одном из двориков – парижанин из Швейцарии Томас Хиршхорн (1957 г.) построил циклопический «Срез», частично включив в Манифесту Государственный Русский музей: перед зрителем стена, которой как бы нет, а есть шесть вполне советских квартир с подлинниками К.Малевича, О.Розановой и П. Филонова. Некоторые художники в своих произведениях обращаются к политическим и социальным аспектам жизни общества, но не этот критерий был решающим при отборе их работ- говорит К.Кениг, - выбор художников и произведений осуществлялся исключительно на основе критического анализа, сосредоточенного на их профессиональной репутации и художественной ценности. Помимо каталога, экскурсий, аудиогида к выставке подготовлен ряд образовательных программ.
Осмысление действительности через доселе небывалые сочетания – так можно определить стержень Манифесты-10, арт-форума где-то (если использовать запасы из арсенала самого Михаила Борисовича Пиотровского) «между храмом и Диснейлэндом». То есть в музейном пространстве, к которому организаторами этого форума мудро приравнен и сам Град Петров.
(Собственный информатор ПРИИСКа, С.-Пб., Россия)
Справка: Европейская биеннале современного искусства «МАНИФЕСТА» появилась в начале 1990¬-х гг.Основной задачей «МАНИФЕСТА» является исследование психологических и географических границ современной Европы. Наряду с Венецианской биеннале и Кассельской «Документой» «МАНИФЕСТА» является одним из наиболее значимых форумов современного европейского искусства. С 1996 года местами ее проведения становились Роттердам, Люксембург, Любляна, Франкфурт-на-Майне, Сан-Себастьян, регионы Трентино (Южный Тироль) и Мурсия. Последняя биеннале была организована в Генке (Бельгия). Финансирование форума осуществляется принимающей стороной. Организатором «МАНИФЕСТА» является Международный фонд «МАНИФЕСТА» (International Foundation Manifesta), штаб-квартира которого расположена в Амстердаме.
На иллюстрации: Плакат участника параллельной программы Upsala circus.