МАНИФЕСТА-10: МЕЖДУ ХРАМОМ И ДИСНЕЙЛЭНДОМ

С 28 июня по 31 октября 2014 года в Санкт-Петербурге разворачивается действо (иначе и не определить!) Manifesta, представительной  международной биеннале современного искусства. О том, что впервые за свои 20 лет этот кочующий арт-форум пройдет на восточноевропейской площадке, стало известно в феврале прошлого года. Вообще, к нынешней Manifesta  слово «впервые» как нельзя более применимо. Впервые, впервые, впервые… Почти каждое «впервые» из главной и параллельной программы биеннале заслуживает эпитета «знаковое».  Как иначе определить ключевое участие в Manifesta отмечающего 250-летие Государственного Эрмитажа?

Форум Манифеста-10  арт-критика обеих российских столиц авансировала как «самое значительное событие в календаре российского современного искусства в этом году». 52 художника и арт-групп со всех концов Света поделятся образным воплощением своих концепций с петербуржцами, гостями Северной Пальмиры и друг другом в рамках главной программы Manifesta. С мая параллельная программа форума разворачивается на стогнах и улицах культурной столицы России, вписывая в урбанистическую среду русского мегаполиса десятки разнообразных проектов практически в цирковом формате. Уже 7 июня на Свердловской набережной проект «Современное искусство на цирковой арене» представлял хорошо известный в Европе Upsala circus Ларисы Афанасьевой, создающий «альтернативу уличной жизни для детей и подростков». Игровая атмосфера созданная уличными циркачами определенно послужила смелой и точной увертюрой к празднику современного искусства, хотя нельзя не отметить некоторую разницу в городском и традиционно чуть чопорным музейном контекстах Манифесты-10.

Главная программа Manifesta открылась эрмитажной выставкой немецкого куратора и многолетнего директора Кёльнского музея Людвига Каспара Кенига, по ёмкому самоопределению, «типичного интеллигента послевоенной Западной Германии». Как говорят инсайдеры, Кениг не раздумывая принял приглашение директора Государственного Эрмитажа М.Б.Пиотровского курировать Манифесту-10 (соответствующий контракт был подписан в августе 2013 года). Широко известный в узких кругах арт-Европы Каспар Кениг заявил о стремлении сделать основной проект взвешенным: «Работы, выполненные или отобранные для Manifesa, будут располагаться в главной анфиладе, на четвертом и третьем этажах Главного штаба. Они будут перемежаться произведениями XIX–XX веков из эрмитажной коллекции. Некоторые художники в своих работах обращаются к политическим и социальным аспектам жизни общества, но не этот критерий был решающим при отборе их работ. Выбор художников и произведений осуществлялся исключительно по профессиональной репутации и художественной ценности».

Наверное, поэтому петербургская Manifesta на фоне предшественниц выглядит более возрастной и более скромной по количеству участников. По политическим мотивам от участия отказались лишь российская группа «Что делать?» и чех Павел Альтхаммер. За вычетом участников параллельной (public art) программы под кураторством «апеллирующей к общественности» Иоанны Варши  в основной обойме  остаётся 40 имен (И.Варша на прошлогодней Венецианской биеннале  де-факто представляла павильон Грузии). Искусство необходимо сегодня больше, чем обычно, отмечала И.Варша, если это искусство готово критически подойти к проблемам и конфликтам нашего времени за пределами безопасного Запада. «Создание искусства — это наша форма борьбы с пассивностью, аполитичностью и плутократией в России», - предельно внятно проартикулировала свой подход и выбор параллельный куратор.

Кстати, 28 июня программа под кураторством Варши представила в петербургском  к.ц. «Тайга» пятерку эстонских авторов (Мари-Леэн Киипли, Кулла Лаас, Аап Теппер, Мари Воленс и Кристина Ыллек), чья Rundum Showcase, игра в альтернативные способы экспонирования развернулась в Петербурге при поддержке Министерства культуры Эстонии. Литовец Деймантас Наркявичус (1964 г.), недавно экспонировавшийся в Музее современного искусства Чикаго, Музее современного искусства Нью-Йорка и Новом музее Нью-Йорка, под занавес июня дважды представит городу и миру традиционные боевые казачьи песни («Грустные песни о войне», 2014 г.) при содействии Фонда казачьей культуры.

Но вернемся к основной программе Манифесты-10. Пробующая себя в кинодокументалистике, философско-исторической эссеистике, рисунке и скульптуре эстонка Кристина Норман (1979 г.) поставила у Зимнего дворца скульптурную модель…  рождественской ёлки! Да не просто модель праздничного древа, но «устанавливая визуальную и семантическую связь с главными площадями городов СССР», включая  т.н. киевский Майдан. Может, «северная Венеция» теплее Венеции обыкновенной 2011 года примет  плоды творческих изысканий и поисков «исторической правды» госпожи  Норман – как знать? Пейзанская незатейливость подхода к теме порой на ура воспринимается зрителем мегаполиса.

Специалисты в разговоре о петербургской Манифесте не обходят роль Отдела современного искусства Эрмитажа под руководством Дмитрия Озеркова, «подготовившего почву» к самой масштабной интервенции contemporary art в классический музей. (Вспомнить хотя бы экспозицию Энтони Гормли, когда античная скульптура была снята с постаментов!) Парадная лестница Нового Эрмитажа, конечно, не превратится в эскалатор станции метро «Ладожская» или торгового центра – однако, фортепианная аудиоинсталляция Сьюзен Филипс явно придаст подъему в мир современного искусства дополнительные объемы. Зелёная «копейка», на которой живущий в Мексике уроженец Бельгии Фрэнсис Алис (1959 г.) натурально приехал в Петербург,  как бы продолжая и для тематику перемещения в пространстве, врезалась в дерево (но не в Нормановскую ёлку) у Зимнего…

По плану куратора Манифесты-10 К.Кенига, работы основной программы, перемежаясь с произведениями XIX-ХХ вв., в анфиладе Главного штаба представляют сквозной маршрут. От испанца Хуана Муньоса (1953-2001 гг.) и россиянинаТимура Новикова (1958-2002 гг.) к мультимедийной француженке Доминик Гонсалес-Ферстер (1965 г.).  По пути – в одном из двориков – парижанин из Швейцарии Томас Хиршхорн (1957 г.) построил циклопический «Срез», частично включив в Манифесту Государственный Русский музей: перед зрителем стена, которой как бы нет, а есть шесть вполне советских квартир с подлинниками К.Малевича, О.Розановой и П. Филонова. Некоторые художники в своих произведениях обращаются к политическим и социальным аспектам жизни общества, но не этот критерий был решающим при отборе их работ- говорит К.Кениг, -  выбор художников и произведений осуществлялся исключительно на основе критического анализа, сосредоточенного на их профессиональной репутации и художественной ценности. Помимо каталога, экскурсий, аудиогида к выставке подготовлен ряд образовательных программ.

Осмысление действительности через доселе небывалые сочетания – так можно определить стержень Манифесты-10, арт-форума где-то (если использовать запасы из арсенала самого Михаила Борисовича Пиотровского) «между храмом и Диснейлэндом». То есть в музейном пространстве, к которому организаторами этого форума мудро приравнен и сам Град Петров.

(Собственный информатор ПРИИСКа, С.-Пб., Россия)

Справка: Европейская биеннале современного искусства «МАНИФЕСТА» появилась в начале 1990¬-х гг.Основной задачей «МАНИФЕСТА» является исследование психологических и географических границ современной Европы. Наряду с Венецианской биеннале и Кассельской «Документой» «МАНИФЕСТА» является одним из наиболее значимых форумов современного европейского искусства. С 1996 года местами ее проведения становились Роттердам, Люксембург, Любляна, Франкфурт-на-Майне, Сан-Себастьян, регионы Трентино (Южный Тироль) и Мурсия. Последняя биеннале была организована в Генке (Бельгия). Финансирование форума осуществляется принимающей стороной. Организатором «МАНИФЕСТА» является Международный фонд «МАНИФЕСТА» (International Foundation Manifesta), штаб-квартира которого расположена в Амстердаме.

На иллюстрации: Плакат участника параллельной программы Upsala circus.

 

 

 

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Тифлисских окон негасимый цвет
Далее
Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
Далее
Покупали, как не в себя
На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
Далее
Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
Далее
Классика передвигается в виртуал
Далее