«…МЕЖДУ ИГРОЙ И РЕАЛЬНОСТЬЮ»

Совсем скоро, 12 июня, в таллинской витражной галерее-мастерской Domini Canes, что на Катарина-кяйк в Старом Городе, откроется выставка петербургского художника-митька Андрея Кузнецова («Кузярушки»). Выставка «А.Кузнецов. ТБ.БМ.+ Тбилиси-Батуми. Бумага-Масло» представит работы прошлогоднего «грузинского» цикла художника, дополненные итогами таллинского пленэра.

Сухая справка сообщает: «Андрей Алексеевич Кузнецов (1957) – митёк «первого призыва». Окончил факультет портовой подъемно-транспортной техники Ленинградского института водного транспорта (1980). Работал инженером-макетчиком на ЛПМБ «Рубин», потом фотографом в издательстве «Художник РСФСР», в ГРМ, в ЛПО «Русский самоцвет». Рисовать начал в 1977 г. В 1980 г. познакомился с В. Шагиным и стал его учеником. Звенящий цвет, ощущение жизни составляют достоинства лучших работ Кузнецова. Известен своими музыкальными объектами из серии "Странная любовь к музицированию"».

Но, по-моему, наиболее полно рассказать о себе художник может рассказав о своем учителе (а выставка для того добрый повод). В нашем случае о легендарном художнике Владимире Николаевиче Шагине (1932-1999)*.

К.-С.

В.Н.Шагин у ГРМ (80-е гг. ХХ в Из архива А.Кузнецова..)

О Владимире Шагине Андрей Кузнецов.

Впервые я увидел Владимира Николаевича Шагина в 1980 году, летом. Он был в сером, слегка помятом костюме, с небольшой связкой холстов.

В.Н.Шагин у ГРМ (80-е гг. ХХ в.Из архива А.Кузнецова.)

- Это Володя Шагин, гениальный художник, - сказал мне Благодатов.

Я не поверил: у него не было ни бороды, ни широкополой шляпы. Пока он не заговорил о живописи, о картинах, стоявших вдоль стен. Взгляд его пламенел, жесты становились выразительны и резки, голос громок. Не просто громок – он сотрясал все пространство вокруг.

Владимир Шагин. "Двое в интерьере" (Частная коллекция.).

На выставке я впервые увидел его работы. Они резко выделялись из общей массы других – чистотой цвета, экспрессивностью, эмоциональным звучанием… Как настоящий фанат, я часами наслаждался его экспозицией. Приезжал чуть ли не каждый день. Однажды услышал за спиной голос маэстро:

- Что вы так разглядываете, молодой человек?

Я бы смущен. В ту пору у меня была машина, и я предложил его подвезти. Он по-детски обрадовался и с восторгом закричал:

- Это моя мечта! На голубом фордике! По автострадам Америки! Со скоростью сто км/час.

Владимир Шагин. "Двое в комнате". (рисунок на бумаге, около 1967 г.. Из архива А.Кузнецова.)

Мы приехали на Охту, где находилась скульптурная мастерская от ЛОСХа, в которой Владимир Николаевич тогда жил и работал. В узком длинном коридоре жались к стене жуткие каменные монстры – гипсовые отливки «Лукичей» (так В.И.Ленина называли скульпторы, лепившие его) и каких-то победителей соцсоревнования. Владимир Николаевич с гордостью пояснил: «Это все мои друзья сделали», имея в виду бедных лосховских скульпторов, с которыми он поддавал.

Среди вороха бумажек, картонок, красок и тряпок были папки с его рисунками и акварелями. Рассматривая их, я открывал его мир: глубокий, тонкий и при этом очень личный. Все мои живописные пристрастия – Сезанн, Матисс, Ван Гог, Руо, немецкие импрессионисты – оказались отодвинутыми в тень под впечатлением от его работ.

Я стал ходить к нему в гости, принося на суд свои первые живописные опыты. Они, кажется, не были прямым подражанием ему. Но на мир я смотрел его глазами. Однажды, глядя на мои новые рисунки, он сказал% «А не заняться ли тебе, Андрюша, поэзией? Или прозой?»

Однако я не унимался.

Не раз мы бродили вдоль Оккервиля и Охтинки. Он – в синем берете и драповом пальто – показывал свой мир. Делала острые зарисовки в блокнот. У нас никогда не возникало «долгих-умных» бесед об искусстве. Его фразы и выражения были настолько остры и самодостаточны, что в его устах, как у мудрого старца или блаженного юродивого, даже банальные истины наполнялись новым, глубоким смыслом, раздвигая границы моего восприятия мира.

Владимир Шагин. Трамвай/ (Частная коллекция.).

Осенью 1981 г. в «Голубой гостиной» ЛОСХа открылась его персональная выставка. По тем временам – неслыханное чудо. Ведь Владимир Николаевич никогда не был членом этой организации. Он был похож на заговорщика, террориста, подложившего бомбу в стане врага. На лестнице, еле сдавливая смех, он громко шептал мне:

- Представляешь, едва взглянув на экспозицию, - ОНИ выскакивают! Как кипятком ошпаренные…

Шли годы. Время влюбленности прошло. Владимир Николаевич перебрался на Кубинскую – в трехкомнатную хрущевку. Редко куда выбирался. Жил замкнуто. Живопись его оставалась такой же богатой, эмоционально напряженной. В квартире не осталось никаких книг, кроме трехтомника Пушкина, которого он очень любил и знал наизусть. С особым чувством декламировал отрывки из «Маленьких трагедий». При этом сам становился Моцартом, Дон Гуаном, Бароном из «Скупого рыцаря».

Некоторым своим работам он давал названия строчками трагедий. Например, «Ночь, фонтан, сад» - разговор Марины Мнишек с Самозванцем ночью у фонтана. И действительно, его живопись своим лирическим строем роднится с поэзией Пушкина. Когда картина удавалась, Владимир Николаевич загадочно и торжественно произносил из «Скупого рыцаря»: «Не много, кажется, но понемногу сокровища растут» - и огромным, дюймовым гвоздем приколачивал её к стене.

Владимир Шагин. "1001 ночь"/ (Частная коллекция.).

В ответ на похвалу он резко выкидывал вперед свою широкую ладонь с оттопыренным большим пальцем, словно выхватывал на обидчика финку. И с надрывом выкрикивал в лицо: «Мне разве даром все это досталось или шутя, как игроку, который гремит костьми да груды загребает?» Вообще к своим работам у него не было трепетного отношения. Некоторые холсты были порваны, некоторые продавлены, другие заляпаны свежей краской. Но, как всякий гениальный художник, он прекрасно понимал ценность и значимость своих работ. «Я знаю мощь мою: с меня довольно сего сознанья…» - цитировал он из «Скупого рыцаря».

Случались времена, когда Владимир Николаевич, дабы самоустраниться от несовершенства этого мира, начинал юродствовать. Причем настолько самозабвенно, что окружающим казался невменяемым, сам теряя грань между игрой и реальностью. В эти периоды навещать его было мучительно тяжело. Отскабливать квартиру, которая просто зарастала грязью, терпеливо выслушивать его бред… И все-таки каждый раз, выходя, я испытывал чувство благодарности к Владимиру Николаевичу.

Иногда казалось, что стоит выйти за порог, как он, потирая руки, что обманул всех, подбежит к одной из своих работ, развешанных на убогих, обшарпанных стенах, и нырнет туда – в свой мир, полный грёз, любви и ожидания чуда.

В.Н.Шагин (1932-1999, Из архива А.Кузнецова.).

В редкие дни (обычно 18 февраля, в день его рождения), когда собирались к нему митьки, чтобы поздравить батю, он был необычайно доволен и оживлен. Играл и пел под гитару, обязательно рассказывал анекдот про старого быка и молоденького бычка, где, конечно, старым быком был он сам…

В последний раз я был у него за неделю до Пасхи. Новые работы – необычайно мощные, словно высеченные из камня композиции. Они мерцали глубокими серо-голубыми тонами со вспышками пурпура. Чёрный контур заставлял их звенеть.
Владимир Николаевич жаловался на усталость. Он был похож на изможденного долгой дистанцией бегуна, вышедшего на финальный отрезок пути. Глядя в сумеречное окно, за которым двигалась электричка, он вдруг произнес: «А знаешь, ведь просто так только репей растёт…»

На иллюстрации: А.Кузнецов/ (Из архива А.Кузнецова.).

*) - Влади́мир Никола́евич Ша́гин - русский художник. Принадлежал к так называемому «арефьевскому кругу» - группе ленинградских художников-нонконформистов рубежа 1950-60-х гг., неформальным лидером которой был Александр Арефьев. Работы Владимира Шагина находятся в музеях России и за рубежом, включая: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург; Третьяковская галерея, Москва; Центр Помпиду, Париж; Музей Зиммерли Ратгерского Университета (Собрание Н.Доджа), США; в частных коллекциях в России, Франции и США.

 

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Тифлисских окон негасимый цвет
Далее
Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
Далее
Покупали, как не в себя
На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
Далее
Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
Далее
Классика передвигается в виртуал
Далее