Имя художника Михаила Ксенофонтовича Соколова (1885-1947) хорошо известно специалиста, но мало знакомо широкому зрителю. Выставка московской галереи «Наши художники» «Михаил Соколов. Графика» приурочена к изданию трехтомника, посвященного графике художника. Экспозиция составлена на основе московских собраний и представит более 70 рисунков, начиная с самых ранних, датированных 1910-ми годами, и практически последними, созданными уже смертельно больным художником. Выход в свет фундаментального издания и выставка призвана отчасти восстановить историческую справедливость: Соколов отсидел несколько лет в сталинских лагерях, практически до конца своей жизни был отлучен от культурных центров, от соратников по цеху.
Михаил Ксенофонтович Соколов родился в Ярославле, в семье ремесленника-бондаря, первоначальное образование получил в Ярославском городском училище. На деньги местного купца, решившего «поддержать зреющий талант», уехал в Москву и поступил в Строгановское училище. Но не закончив обучения, бросил его и окунулся в самостоятельную творческую жизнь. Работы начинающего художника сразу же вызвали интерес у художественной критики. В творческом наследии художника практически невозможно найти работы, так или иначе отображающие происходившие в России события. Соколов в составе отрядов революционных матросов в 1917 году принимал самое активное участие в Февральской революции, а также в июльском большевистском мятеже в Петрограде. До середины 1920-х годов Соколов работал в современных эпохе формалистических направлениях, но их основной массив был им уничтожен. До наших дней дошла лишь незначительная часть работ того периода.
Соколов и раньше интересовался европейским искусством, стилистикой и пластикой прошедших эпох, а с середины 1920-х, очарованный произведениями Рембрандта, Тьеполо, Веронезе, Монтичели, Миле, Коро, Дюпре, Ватто, Ренуара, он погрузился в этот мир окончательно, тем самым практически вычеркнул себя из современной ему культурной жизни. Не имея ни заказов, ни мастерской, ни даже нормального жилья, художник упоенно работал в мире собственных грез, создавая работы близкие по духу то импрессионистам, то барбизонцам. В 1938 году по доносу Соколов был арестован, приговорен к семи годам лагерей и сослан в Кемеровскую область на станцию Тайга. В начале 1943 года тяжело больного художника досрочно освободили из лагеря как «доходягу», он поселился в Рыбинске, где и прожил практически до своей смерти, борясь за восстановление в Союзе художников и возможность перебраться в Москву.
Издание, которое презентует эта выставка, подготовлено Ниной Голенкевич и Юрием Петуховым. Авторы-составители задались целью представить широкой аудитории профессионалов и любителей изобразительного искусства альбом эталонных графических произведений художника, позволяющих не только составить максимально полное представление о творческом методе, стилистике и основных темах художника, но и дать возможность проводить самостоятельную, предварительную атрибуцию его работ. Это первое фундаментальное справочное издание, с большим количеством иллюстраций, архивных текстовых и фотоматериалов. Более 90 % из почти 1200 воспроизведенных графических произведений публикуются впервые. Первые два тома посвящены станковой графике разных лет, третий том – книжной иллюстрации и миниатюре.
В настоящее время началась подготовка четвертого тома, посвященного живописным работам Михаила Соколова. К ней в качестве партнера подключилась и галерея «Наши художники». Кураторы выставки: Наталия Курникова, Юрий Петухов.
М.Б. (текст)
Галерея «Наши художники» (иллюстрации).
На иллюстрации: М.Соколов. Моряк. (1936. Бумага, тушь, кисть, перо. Частное собрание, Москва).