Милый финал жаркого лета

В конце августа 2022 года в таллинском Музее Миккеля открылась выставка классика эстонской живописи Конрада Мяги «Невиданные картины». Несколько недель, до 18 сентября, подлинные гурманы национального искусства погружались в удивительную, камерную атмосферу, созданную восемнадцатью произведениями художника, доселе сокрытыми в частных домах Европы и Канады. У жаркого почти во всех (кроме нашего, профильного) смыслах этого слова лета выдался весьма милый культурологический финал, своеобразная экскурсия по доминирующим в искусстве Европы начала ХХ-го века изводам модерна.

Общепризнанно, неоспариваемо место Конрада Мяги в последующем осмыслении становления национального искусства Эстонии. Достаточно вспомнить, что Мяги не просто принял участие в основании легендарной дерптско-тартуской художественной школы Pal­las, но и стал ее первым руководителем. Уроженец Дерпта (ныне Тарту), где он и получил первоначальное художественное образование на курсах Общества немецких ремесленников, Мяги продолжил обучение в петербургском училище барона Штиглица, в классах своего земляка, «любимца российского флота», автора памятника броненосцу «Русалка» в Ревеле (ныне Таллин) и Погибшим кораблям в Севастополе Амандуса Адамсона, прерванном революционными событиями 1906-го года. После в биографию художника вошли Аландские острова, Париж, Норвегия и снова Париж, парижские свободная академия Académie Colaross и Académie de la Grande Chaumière. Мяги оказался в мэйнстриме золотого века европейского модерна, дивной «прекрасной эпохи» и жадно впитывал её атмосферу — импрессионизм, неоимпрессионизм, фовизм.. В канун Первой мировой войны художник вернулся на родину.

К. Мяги (1878 – 1925). Портрет молодого римлянина. Весна-зима 1915 г. Холст, масло. Частное собрание

Как справедливо говорят эстонские искусствоведы, Мяги не выносил серых тонов ни в жизни, ни на холсте, по-своему задав весьма высокую планку последующим поколениям национальных живописцев. Динамичный колорит, которым нельзя было не заразиться в Париже, яркие, порой почти болезненные цветовые контрасты в пространстве произведения, будь это холст или гранитный валун, попытки в краске и линии осмыслить феномен современности - они, как морская волна, выносят наследие Мяги на вершины национальной живописи и национального художественного рынка.

К Мяги (1878 – 1925). Пейзаж. Первая четверть ХХ-го в.

В 2009 за картину Мяги «Пейзаж Кап­ри» на одном из эстонских аукционов было заплачено 2 миллиона эстонских крон (примерно €125 тыс.), а его «Портрет женщины» был продан за чуть меньшую сумму. На художественном рынке Эстонии конкуренцию Мяги сегодня могут составить лишь работы Эдуарда Вийральта, а про современников, как с печалью замечают арт-критики, вообще говорить не приходится. Причиною ли тому то, что наследием Мяги занимается эффективный фонд его имени, причастный к нынешней выставке, влияет ли на рыночную востребованность художника Медаль Конрада Мяги, ежегодно с небольшой денежной премией вручаемая лучшему живописцу?.. Так или иначе, Мяги ныне не обижен показами: с августа 2018 по март 2019 гг. в главном художественном музее Эстонии КУМУ прошла масштабная экспозиция работ художника, прошла персональная выставка в Риме, ряд работ был представлен в музее д` Орсэ в Париже. И вот на исходе лета-22 очаровательный Музей Миккеля (музей частных коллекций) представил уникальную подборку произведений художника из зарубежных частных домов.

К. Мяги (1878 – 1925). Венеция. 1922-23 гг. Холст, масло. Частное собрание

Эти произведения найдены как в Эстонии, так и в Канаде, Швеции и других странах. "Заново открытые работы, уточненные факты и сведенный воедино обзор творчества художника, - отметил координатор выставки Ээро Эпнер, - могут стать прекрасным фундаментом, на котором можно выстраивать дальнейшие толкования и добавлять новые данные". Экспозиция представила ранее не выставлявшиеся картины почти всех периодов творчества художника, фиксацию живого восприятия художественной атмосферы La Belle Époque, образно говоря, милую экскурсию в умозрительной галерее большой Европы зари ХХ-го века. Показаные работы, по словам директора музея Миккеля госпожи Александры Мурре, были приобретены у художника или подарены им бабушкам и дедушкам нынешних владельцев в первой четверти минувшего столетия и в большинстве своём были известны знатокам лишь по репродукциям. Выставку сопроводил роскошный иллюстрированный каталог по «специальной цене» - €78.

Каталог «Конрад Мяги» на музейном прилавке

«Есть два пути, по которым искусство может войти в вашу жизнь, ‒ некогда писал Мяги. – Удобный путь – путь разума, он охватывает жизнь лишь по воле случая, в её грустной и нелепой повседневности. Суровый путь, пролегающий сквозь пропасть, ‒ путь души, для которой жизнь – это глубокий сон и мучительное предвкушение иных отношений и иной глубины, чем те, которые способно принять наше убогое сознание».

Текст: Олег Серебряков, Tallinn

Иллюстрации: архив Прииска

На иллюстрации:  Директор Музея Миккеля Александра Мурре и Ээро Эпнер на открытии выставки

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
Далее
Покупали, как не в себя
На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
Далее
Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
Далее
Классика передвигается в виртуал
Далее
Маринист выходит из штиля. Художник Алексей Боголюбов
Выставка к 200-летию со дня рождения А.П. Боголюбова (1824-1896) в сентябре 2023 года открылась в Третьяковке...
Далее