В конце августа 2022 года в таллинском Музее Миккеля открылась выставка классика эстонской живописи Конрада Мяги «Невиданные картины». Несколько недель, до 18 сентября, подлинные гурманы национального искусства погружались в удивительную, камерную атмосферу, созданную восемнадцатью произведениями художника, доселе сокрытыми в частных домах Европы и Канады. У жаркого почти во всех (кроме нашего, профильного) смыслах этого слова лета выдался весьма милый культурологический финал, своеобразная экскурсия по доминирующим в искусстве Европы начала ХХ-го века изводам модерна.
Общепризнанно, неоспариваемо место Конрада Мяги в последующем осмыслении становления национального искусства Эстонии. Достаточно вспомнить, что Мяги не просто принял участие в основании легендарной дерптско-тартуской художественной школы Pallas, но и стал ее первым руководителем. Уроженец Дерпта (ныне Тарту), где он и получил первоначальное художественное образование на курсах Общества немецких ремесленников, Мяги продолжил обучение в петербургском училище барона Штиглица, в классах своего земляка, «любимца российского флота», автора памятника броненосцу «Русалка» в Ревеле (ныне Таллин) и Погибшим кораблям в Севастополе Амандуса Адамсона, прерванном революционными событиями 1906-го года. После в биографию художника вошли Аландские острова, Париж, Норвегия и снова Париж, парижские свободная академия Académie Colaross и Académie de la Grande Chaumière. Мяги оказался в мэйнстриме золотого века европейского модерна, дивной «прекрасной эпохи» и жадно впитывал её атмосферу — импрессионизм, неоимпрессионизм, фовизм.. В канун Первой мировой войны художник вернулся на родину.
Как справедливо говорят эстонские искусствоведы, Мяги не выносил серых тонов ни в жизни, ни на холсте, по-своему задав весьма высокую планку последующим поколениям национальных живописцев. Динамичный колорит, которым нельзя было не заразиться в Париже, яркие, порой почти болезненные цветовые контрасты в пространстве произведения, будь это холст или гранитный валун, попытки в краске и линии осмыслить феномен современности - они, как морская волна, выносят наследие Мяги на вершины национальной живописи и национального художественного рынка.
В 2009 за картину Мяги «Пейзаж Капри» на одном из эстонских аукционов было заплачено 2 миллиона эстонских крон (примерно €125 тыс.), а его «Портрет женщины» был продан за чуть меньшую сумму. На художественном рынке Эстонии конкуренцию Мяги сегодня могут составить лишь работы Эдуарда Вийральта, а про современников, как с печалью замечают арт-критики, вообще говорить не приходится. Причиною ли тому то, что наследием Мяги занимается эффективный фонд его имени, причастный к нынешней выставке, влияет ли на рыночную востребованность художника Медаль Конрада Мяги, ежегодно с небольшой денежной премией вручаемая лучшему живописцу?.. Так или иначе, Мяги ныне не обижен показами: с августа 2018 по март 2019 гг. в главном художественном музее Эстонии КУМУ прошла масштабная экспозиция работ художника, прошла персональная выставка в Риме, ряд работ был представлен в музее д` Орсэ в Париже. И вот на исходе лета-22 очаровательный Музей Миккеля (музей частных коллекций) представил уникальную подборку произведений художника из зарубежных частных домов.
Эти произведения найдены как в Эстонии, так и в Канаде, Швеции и других странах. "Заново открытые работы, уточненные факты и сведенный воедино обзор творчества художника, - отметил координатор выставки Ээро Эпнер, - могут стать прекрасным фундаментом, на котором можно выстраивать дальнейшие толкования и добавлять новые данные". Экспозиция представила ранее не выставлявшиеся картины почти всех периодов творчества художника, фиксацию живого восприятия художественной атмосферы La Belle Époque, образно говоря, милую экскурсию в умозрительной галерее большой Европы зари ХХ-го века. Показаные работы, по словам директора музея Миккеля госпожи Александры Мурре, были приобретены у художника или подарены им бабушкам и дедушкам нынешних владельцев в первой четверти минувшего столетия и в большинстве своём были известны знатокам лишь по репродукциям. Выставку сопроводил роскошный иллюстрированный каталог по «специальной цене» - €78.
«Есть два пути, по которым искусство может войти в вашу жизнь, ‒ некогда писал Мяги. – Удобный путь – путь разума, он охватывает жизнь лишь по воле случая, в её грустной и нелепой повседневности. Суровый путь, пролегающий сквозь пропасть, ‒ путь души, для которой жизнь – это глубокий сон и мучительное предвкушение иных отношений и иной глубины, чем те, которые способно принять наше убогое сознание».
Текст: Олег Серебряков, Tallinn
Иллюстрации: архив Прииска
На иллюстрации: Директор Музея Миккеля Александра Мурре и Ээро Эпнер на открытии выставки