Музыка вертикали, или поиски сути вещей

В каждом художнике есть нечто от булгаковского инженера-кудесника Тимофеева, нечто позволяющее «пронизать пространство и время». Ветеран русской художественной сцены Владимир Емельянович Андреенков (1930) не исключение. Живописец, скульптор и график - он работал и работает в жанре геометрической абстракции. Его произведения не только регулярно появляются на стенах значимых экспозиционных залов, но и не залеживаются на аукционных стендах. Не одно десятилетие искусствоведы пытаются разгадать тайну творческого долголетия и востребованности Андреенкова.

По окончании Суриковского института Андреенков, как и многие его современники, ушёл в иллюстрацию. Но уже на последних этапах обучения он начал поиск своего пути в русском искусстве. Путь, отличный от продиктованного учителями и далёкий от официозной мертвечины соцреализма. Да, в этот период Владимир Андреенков пишет холсты «в стол». «Зритель-обыватель видит только то, что на поверхности; основная, более важная глыба «айсберга» ему не доступна, - пояснял сам Андреенков. - А так как в большинстве своем именно такой зритель диктует моду, то профессионал-художник работает часто «в стол»; любовь и вера в прекрасное поддерживают его в жизни»... Только после падения «железного занавеса» к художнику приходит настоящая известность: его абстрактные поиски становятся востребованными. С 70-х годов Владимир Емеьянович выставляется в Европе (преимущественно в Швейцарии), в 2001 и 2015 годах в зале Союза художников на Кузнецком мосту прошли его выставки-ретроспективы.

В.Е. Андреенков. Ритмы и цвет II. 2014, дерево, масло

Сам художник определяет себя не как живописца, занимающегося изображением, а как конструктивиста в поиске сути вещи - в цвете, форме, ритме линий и пустот. Если хотите, в роли инженера, созидающего нечто для пронизания современности. Строя работу исключительно на взаимодействии чистых цветов и форм, художник добивается буквально музыкального звучания своих произведений. «Андреенков, - справедливо заметила искусствовед Александра Панфилова, - замыкая формы, соблюдая четкость и видимую математику, не замыкает пространство жизни, а чудесным образом преображает его, заходя за границы размазанного человеческого сознания. Он умудряется из нечеткого, сделать четкое... В его «геометрических» работах, есть сразу все – и пластика, и ритм, и мягкость, и жесткость, и запутанность, и простота. И все – одновременно!»

В.Е. Андреенков. Конструкция цвета II. 2015, дерево, масло

Музыкальное начало - важная часть работ Владимира Андреенкова. Об этом и названия многих произведений: серии XXI века «Конструкции цвета», «Созвучия», «Ритмы и цвет», более ранний период - это серии «Трансформаций», а также графические листы серии «Вертикали». Тему вертикали можно назвать сквозной в творчестве Владимира Емельяновича. «Вертикаль - это наша связь с космосом, горизонталь - то, что притягивает нас к земле, к почве. И единство этих двух начал - наше духовное существование, - говорит художник. - Мы стремимся вверх, а земля нас держит».

Работы Андреенкова находятся в коллекциях ГТГ, ГРМ, музеев Тулы, Белгорода, Орла, Кемерова, Владивостока, Могилёва, Падуи, в частных коллекциях. Однако москвичам в который раз повезло: камерная ретроспектива произведений Владимира Емельяновича, охватывающая почти шестидесятилетний период его творчества (с 1960-х до 2010-х годов), с 27 мая по 7 июня 2022 года будет представлена в галерее «Открытый клуб». Ежедневно с 16:00 до 22:00, но по средам - выходной. Удобный вариант путешествия сквозь время и пространство. Не так ли?

Текст: Мих.Богуславский, Москва

Иллюстрации: «Открытый клуб», архив Прииска

На иллюстрации: Пронизывая пространство и время. Владимир Емельянович Андреенков и его внучка

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Тифлисских окон негасимый цвет
Далее
Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
Далее
Покупали, как не в себя
На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
Далее
Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
Далее
Классика передвигается в виртуал
Далее