НА БЕРЕГАХ БАЛТИЙСКИХ ВОЛН

2 сентября 2015 года стали известны имена лауреатов и обладателя Grand Prix XII Биеннале печатной графики стран Балтийского моря «Калининград – Кенигсберг 2015». В этот раз международное жюри отдало пальму первенства немецкому художнику Александеру Фробергу (1981 г.). Первая премия вручена Марте Лех (Польша), вторая премия Пеэтеру Аллику (Эстония) и третья премия досталась финской художнице Оути Койвисто (Финляндия). На выставке, которая будет работать до конца сентября, представлено свыше 500 работ 78 художников 9 стран Балтийского моря.

Афиша форума.
XII Биеннале печатной графики стран Балтийского моря «Калининград – Кенигсберг 2015» открылась 27 августа в Калининградской художественной галерее. Это одно из самых значимых и масштабных художественных событий региона. На выставке-конкурсе представлены кураторские проекты России, Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Германии, Дании, Швеции, Финляндии. В экспозиции - произведения российской и европейской печатной графики, созданные за последние четыре года.  Эстонская часть экспозиции (куратор Лаури Коппель) представлена 10 художниками. В состав жюри биеннале от Эстонии вошла график Инга Хеамяги (1961 г.).

В день открытия прошла международная научная конференция «Современные тенденции в европейской печатной графике» (модератор Елена Рымшина, преподаватель Московской школы дизайна). В конференции приняли участие ведущие преподаватели европейских университетов, обладатели почетных премий и наград в области графического искусства (50 специалистов из разных стран). В параллельной программе был представлен видеоперформанс обладателя гран-при прошлой Биеннале Миккеля Ниманна (Дания) «Копая Ямку», где художник демонстрирует бесполезный на первый взгляд процесс выкапывания ямки на пляже, обращаясь к вечным вопросам жизни и смерти.

Специальная экспозиция «Кете Кольвиц: Диалоги со временем» представила произведения печатной графики знаменитого немецкого графика и скульптора, уроженки Кёнигсберга Кете Кольвиц, созданные в конце XIX — первой половине XX века, которые и по сей день остаются лучшими образами этого вида искусства. Выбор организаторов связан с юбилейной датой — в 2015 году 70-летие со дня смерти художницы. А накануне открытия, 26 августа состоялась творческая встреча с известным московским художником, дизайнером и типографом Алексеем Веселовским.

Также в рамках Биеннале проходит серия мастер-классов калининградских художников. 10 сентября в рамках параллельной программы состоится мастер-класс по акватинте калининградского художника Льва Шерстяного (1945 г.). Оттиск гравюры в этой манере напоминает рисунок водяными красками — акварелью (итал. acquatinta, от acquaforte — офорт и tinto — окрашенный, тонированный). Это сходство и обусловило происхождение названия данной разновидности офорта. Акватинта также создаёт эффект, близкий к тоновому рисунку и часто используется для цветной печати. Этот прием применяют и в сочетании со штриховым офортом, обогащая его игрой тональных и фактурных оттенков.

В принципе, практически каждый из художников этого международного форума заслуживает отдельного разговора, который неизбежно приведет на перекресток искусствоведения, философии, социологии и эстетики. Сама техника исполнения работ становится выразителем смыслов. По словам искусствоведа Антье Лехляйтер, в центре внимания обладателя Grand Prix «Калининград – Кенигсберг 2015» Александера Фроберга находится напряжение между актуальной позицией и классическими графическими методами репродукции, «его интересует возможность графической доработки на собственно печатной пластине и в самом процессе печати»…

Церемония награждения.
Первая калининградская биеннале состоялась в 1990 году. Проект получил широкий резонанс. По завершению работы биеннале Калининградская художественная галерея получала в дар часть экспонируемых произведений: с 1990 по 2002 гг. собрание подарков составило более 600 произведений многообразных тиражных и уникальных техник как традиционных, так и ультрасовременных подходов около 200 российских и зарубежных художников. Наверняка, нынешняя XII Биеннале печатной графики стран Балтийского моря «Калининград – Кенигсберг 2015», проходящая при поддержке Министерства культуры РФ и Министерства культуры Калининградской области, не станет исключением.

 

Г.В.

На иллюстрации: П.Аллик, «Приватизация клюквы» (2012 г., линогравюра).
 

Справка: Государственное бюджетное учреждение культуры Калининградский областной музей "Художественная галерея". Открыт 24 ноября 1988 года. Общая площадь — 8483 м2. Выставочная площадь — 3500 м2. 8 экспозиционных залов площадью от 150 до 500 м2. Ежегодно — до 50 художественных выставок. Фондовое собрание насчитывает более 13000 произведений живописи, графики, скульптуры, фотографии, декоративно-прикладного искусства. Музей обладает одним из крупнейших в России собранием произведений живописи и графики Элия Белютина и учеников его студии «Новая реальность»:  Т. Нефедовой, В. Булдакова, Н. Ельшевского, Т. Столяровой, А. Крюкова и других.

 

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Удовлетворить и удивить
Далее
Тифлисских окон негасимый цвет
Далее
Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
Далее
Покупали, как не в себя
На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
Далее
Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
Далее