НА ВСТРЕЧУ С ИСТОРИЕЙ ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ

Вместе с принятием христианства пришло на Русь лицевое шитье (сам термин произошел от слова «лик»). Это изобразительное искусство, близкое иконописи, но основой и фоном здесь служат ткани, а красками разноцветные шелковые, серебряные и золотые нити. Шитье металлическими нитями дает эффект золотого оклада, а драгоценное убранство часто дополняют жемчуг и камни. Литургические ткани с лицевым шитьем, а также пелены, хоругви, покровы на раки святых были очень дорогими, и лишь крупные соборы и прославленные монастыри хранили в своих ризницах подобные произведения.

Воздух Се Агнец (1562-63 гг., лицевое шитье, Вятский художественный музей).

Выставка в Центре Грабаря «Древнерусское лицевое шитье», как и следует из её названия, посвящена уникальным древнерусским памятникам лицевого шитья. 27 предметов, датируемых 2-й половиной XV - концом XVII века, поступили в Центр Грабаря из одиннадцати региональных музеев и были возвращены к жизни в мастерской реставрации тканей. Эта мастерская — одна из старейших в структуре Центра Грабаря. Свою деятельность она начала 1 августа 1919 года как мастерская по ремонту древнерусского шитья при Комиссии охраны памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. И хотя сегодня здесь реставрируются разные виды музейных тканей, выставка отдает дань первоначальному историческому назначению мастерской.

Пелена Се Агнец (XVII в., Вятский художественный музей).

Наиболее древний памятник в экспозиции - покров «Св. Леонтий Ростовский», выполненный в конце 1470-х - начале 1480-х годов для украшения белокаменной раки святого в ростовском Успенском соборе. По всей видимости, это первый лицевой покров с образом святого, и его разрушение началось еще в XVII веке во время польской интервенции и более позднего пожара в соборе. Еще один выдающийся памятник – воздýх (покров на священные сосуды, возлагается на дискос и потир, каждый из которых покрыт меньшим по размеру покровцом. Им во время чтения Символа веры священник «веет воздух» над дарами, что символизирует дуновение Святого Духа) «Се Агнец, с Богоматерью Орантой» середины XVI века из Вятского художественного музея имени Васнецовых. Воздух был вложен в Вознесенский монастырь Нижнего Новгорода казанским воеводой князем Юрием Ивановичем Темкиным-Ростовским.


Пелена Богоматерь Коневская (конец XVI в., лицевое шитье, Сергиево-Посадский музей-заповедник).

Отдельный блок в экспозиции посвящен лицевому шитью мастерской «именитых людей» Строгановых: одиннадцать произведений, десять из которых относятся к наиболее плодотворному периоду деятельности строгановской мастерской (1650-м - 1660-м гг.), когда ее возглавляла жена Дмитрия Андреевича Строганова Анна Ивановна. Эти памятники были шиты для домового храма Строгановых - Благовещенского собора в Сольвычегодске. Семь пелен с «двунадесятыми» праздниками и две небольшие пелены «Сергий Радонежский» и «Мученик Христофор» были подвесными под иконы, которые выставлялись на аналое в день празднования. По своим художественным качествам, по числу и разнообразию сюжетов, строгановское шитье превосходит все мастерские XVII века и знаменует расцвет этого средневекового искусства накануне Петровской эпохи.

Рождество Богородицы (начало 1650-х гг., Сольвычегодский историко-художественный музей).

Выставка «Древнерусское лицевое шитье» - первая выставка юбилейного для Центра Грабаря2018 года: крупнейший в России реставрационный центр, основанный по инициативе художника и историка искусства Игоря Эммануиловича Грабаря, отмечает 100-летие. Выставки, лекции, мастер-классы и другие события, юбилейного года расскажут о деятельности двенадцати мастерских ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря и позволят узнать секреты работы реставраторов.

Пелена Мученик Христофор (1660-е гг., Сольвычегодский историко-художественный музей).

Напомним, что для посещения выставки обязательна предварительная запись (тел. +7 499 763 37 40). Выставочный зал Центра (Москва, ул. Радио, 17, корп. 6) работает по сеансам: со вторника по пятницу 12:00, 14:00, 16:00, по субботам 14:00 и 16:00.

Пелена Сергий Радонежский (1660-е гг., Сольвычегодский историко-художественный музей).

Не так уж и просто встретиться с госпожой Русской Историей.

К.С. (текст)
ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря (иллюстрации).

На иллюстрации: Хоругвь Спас Нерукотворный (XVII в., лицевое шитье, Сольвычегодский историко-художественный музей).

 

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Тифлисских окон негасимый цвет
Далее
Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
Далее
Покупали, как не в себя
На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
Далее
Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
Далее
Классика передвигается в виртуал
Далее