Опять Третьяковка расправила крылья. Буквально. С 21 ноября в Лаврушинском переулке в рамках выставки «Песня вещих птиц» вновь выставляется картина В.М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» (1896), чьи ширококрылые героини олицетворяют единство светлой и темной сторон бытия. А 5 декабря в залах «Искусство ХХ века» на Крымском Валу во весь свой размах предстанет махолет «Летатлин» В.Е. Татлина, уникальное дитя бурного начала 1930-х гг.
Да, «Летатлин» многими воспринимался (и воспринимается) как уход художника в область чистой техники, как шедевр технической мысли. Однако, наряду с этим нельзя не увидеть в махолете произведение искусства, «последний акт художественного идеализма эпохи авангарда» (В.И. Ракитин), одно из самых дерзновенных по замыслу и эстетически совершенных произведений искусства ХХ века и образ извечной человеческой тяги к полёту.
Орнитоптер В.Е. Татлина (1885-1953) поступил в Третьяковку на временное хранение из Центрального музея ВВС РФ для исследования, реставрации и, разумеется, экспозиции. «Летатлин» представляет собой сборный трехмерный объект и состоит из четырех конструктивно отделяемых частей: двух крыльев разного вида (левое - с тканевой обтяжкой, правое - без нее), фюзеляжа и подвесной конструкции внутри центрального объема фюзеляжа - плетеной люльки. Его первоначальный вариант был изготовлен Татлиным к 1932 году совместно с его учениками, студентами факультета по обработке дерева и металла Вхутеина. В том же году Татлин впервые представил на выставке в Государственном музее нового западного искусства весь проект по созданию махолета (три модели и подготовительный процесс, отдельные конструктивные элементы, рисунки и чертежи).
После смерти художника Комиссия Московского отделения Союза художников передала отдельные элементы «Летатлина» Центральному дому авиации, противовоздушной и противохимической обороны имени М.В. Фрунзе. В 1977 году восстановленный махолет экспонировался как объект на персональной выставке художника в Центральном доме литераторов. В последние 20 лет «Летатлин» не покидал стены Центрального музея ВВС РФ в поселке Монино. В 1990-е годы «Летатлин» неоднократно экспонировался на художественных выставках. В 1996 году серьезно поврежденный при транспортировке экспонат реставрировали во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря.
Деталь махолета «Летатлин».
В 2016 году экспонат поступил в Третьяковскую галерею на Крымском Валу, где к ноябрю 2017 года был закончен первый этап исследований, а также завершены исключительно деликатные реставрационные работы. Но дальнейшее бытование памятника требует периодической профилактики. В настоящее время эти функции приняли на себя специалисты Третьяковской галереи, где «Летатлин» будет временно представлен в постоянной экспозиции вместе с другими произведениями Татлина.
Тема полета и крыльев характерна для русского искусства в целом. Ковёр-самолет, Летучий корабль… Птицы с женскими ликами (Гамаюн, Сирин и Алканост) неразрывно вплетены в ткань русской культуры.
Выставка картины В.М. Васнецова «Песня вещих птиц» в Лаврушинском переулке посвящена 170-летию со дня рождения художника и 100-летию со дня гибели ныне причисленной Русской православной церковью к лику святых великой княгини Елизаветы Федоровны (1864-1918), чья судьба во многом связана с жизненным путем Васнецова (1848-1926).
Урожденная принцесса Гессенская, Елизавета вышла замуж за великого князя Сергея Александровича (1857–1905), приняла православие и переехала в Москву, где ее муж занял пост генерал-губернатора. Знаток и покровитель искусства, великий князь часто общался с художниками, оказывая им поддержку, и приобщил супругу к русской культуре. Знакомство великокняжеской четы с В.М. Васнецовым произошло в 1893 году. Художник не раз бывал в их доме, дарил им свои рисунки и акварели, а также изготовленные по его эскизам киоты для икон.
В 1894 году Елизавета Федоровна купила мужу в качестве рождественского подарка работу Васнецова «Спас Нерукотворный», а год спустя её кабинет украсил вышитый по рисунку Васнецова стяг с изображением фантастической вещей птицы из славянского фольклора. Через два года мастер по тому же эскизу написал картину «Птица Гамаюн» (Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой), приобретенную великокняжеской четой.
В русских духовных стихах роли Сирина и Алконоста схожи. Сирин представал райской птицей, чье пение на земле зачаровывало людей, но, даже разгоняя тоску и обещая блаженство, он оставался опасным существом, способным погубить человека. Алконост - райская птица, прилетавшая, согласно легендам, с берегов Евфрата. Ее пение так же прекрасно и так же небезопасно, как пение Сирина. Оно считалось утешительным и ассоциировалось с тихой печалью.
В.М. Васнецов (1848-1926). «Песня вещих птиц» (1896, х., м.).
Васнецов впервые противопоставил этих птиц друг другу, наделив их принципиально разным значением, которое подчеркнул на полотне живописными средствами. Фактически художник создал новый миф о Сирине и Алконосте. Его белая птица наполнена счастьем, она улыбается. Черная олицетворяет горе, подчеркнутое темным цветом оперения и увядающими листьями вокруг. Сирин полон ожидания обещанного рая, Алконост оплакивает рай, потерянный и невозвратный.
Картина «Сирин и Алконост» была закончена 16 января 1896 года, и уже через два дня ее доставили в дом великого князя Сергея Александровича. Спустя три года владельцы предоставили полотно на первую персональную выставку Васнецова. В 1908 году, основав знаменитую Марфо-Мариинскую обитель и покидая светскую жизнь, Елизавета Федоровна безвозмездно передала произведения искусства из семейной коллекции крупнейшим музеям России. Среди картин, подаренных Третьяковской галерее, было и полотно «Сирин и Алконост».
Выставка «Песня вещих птиц» (куратор О.Д. Атрощенко) продлится до 1 марта 2018 года.
М.Б. (текст)
ГТГ (иллюстрации)
На иллюстрации: Исключительно деликатные реставрационные работы в ГТГ.