Наверное, примета времени – возвращение забытых имен. Новая выставка московской галереи «Наши художники» не просто попадает в этот добрый тренд, но и обещает стать образцовой, если не сенсацион-ной: речь не столько о том, чтобы вывести художника из «сумерек забвения», речь - о первой персональ-ной выставке. Да, «Наши художники» представят первую персональную выставку Надежды Владимировны Лермонтовой (1885-1921).
Творческое наследие Надежды Лермонтовой пока известно сравнительно узкому кругу знатоков и ценителей русского искусства первой трети ХХ века. Её работы из частных коллекций лишь дважды в обозримом прошлом выставлялись на аукционы: в 1992 и 2011 гг. В 2011-ом (можно сказать, на слабом на фоне показа Лермонтовой на антикварном московском салоне 2009 г.) картина «Сфинкс» (1910-е гг., х., м., 106х124) была выставлена на торги Sothebey’s в Нью-Йорке с эстимейтом $400 тыс. – 600 тыс. (лот не был продан).
Надежда Лермонтова родилась в Санкт-Петербурге 24 сентября 1885. Отец будущей художницы ученый-физик, приват-доцент Петербургского университета Владимир Владимирович Лермонтов – дальний родственник поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Надежда с детства была увлечена литературой и рисованием. По окончании Коломенской женской гимназии она одновременно поступает на историко-филологическое отделение Высших Женских (Бестужевских) курсов (1902 – 1907) и в Рисовальные классы Общества поощрения художеств (ОПХ). Ученица Льва Бакста в школе Елизаветы Званцевой Надежда была одной из лучших. Широко образованная, эстетически чуткая, с прирожденным чувством цвета, Лермонтова находилась «на одной волне» с наставником: Бакст особенно ценил ее колористический дар и выделял ее работы (последнее, заметим, провоцировало попытки ей подражать, но, как правило, неудачно).
Н. Лермонтова. Язон, заклинающий дракона. Мотив балета С. Соловьева «Золотое руно».(1913–1914. Холст, масло. 81 х 72. Собрание Валентина Шустера, Санкт-Петербург).
Как художница Надежда Лермонтова заявила о себе в 10-е годы минувшего столетия, участвуя совместно с К.С. Петровым-Водкиным, А.П. Блазновым, Н.А. Тырсой в воссоздании внутреннего убранства и в росписи храма Василия Златоверхого в Овруче на Волыни, к тому времени только что восстановленного А.В. Щусевым. В стиле близком нередицким росписям XII века, в технике альфреско ею исполнены шесть динамичных и насыщенных по цвету композиций, в том числе и такие сложные и ответственные, как «Страшный суд», «Жертвоприношение Авраама». Дебют Лермонтовой состоялся на московской выставке «Мира искусства» в 1911 г. с натюрмортом «Глиняный кувшин и яблоки». Живое воображение, способность выходить за рамки обыденного, свобода воплощения своего видения определили её стиль, где сочетались символизм, модерн, экспрессионизм.
В бурлящей радикальными идеями художественной жизни России Лермонтова, находясь в непрерывном живописном поиске, оставалась верна принципу сочетания качества и содержания в своих работах. Она писала стихи и прозу, рисовала для журнала "Богема", оформляла постановки Петроградского Кукольного театра, иллюстрировала произведения Э. По и Ф.М. Достоевского. Её работы экспонировались на выставках "Мира искусства" (1911, 1912, 1916, 1917), "Союза молодежи" (1912-1913), "1915 год" в Москве (1915), НОХ (1917), "Русский пейзаж" в Петрограде (1918-1919), "Театрально-декоративное искусство в СССР 1917-1927" в Ленинграде (1927). Последние годы жизни художницы (1914 – 1921), несмотря на лишения военного времени, революции, прогрессирующую неизлечимую болезнь, прошли в напряженном творчестве. Она поступает в только что открытый Институт истории искусств, создает эскизы для конкурса марки-эмблемы Дома-музея «Памяти борцов за свободу» (1918), оформляет постановки «Вертепа» М.А. Кузьмина и «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина (1918 – 1919) в Петроградском кукольном театре; иллюстрирует роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и «Метаморфозы» Овидия (1918).
Н. Лермонтова. Обнаженный мальчик (1910-е, х., м., ГРМ).
В экспозиции галереи «Наши художники» собрано около 50-ти живописных и графических произведений, 7 из которых принадлежат Русскому музею, остальные предоставлены московскими и петербургскими коллекционерами, наследниками художницы. Чтобы объемно показать творчество Надежды Лермонтовой галерея организовала высокопрофессиональную фотосъемку фресок в Овручевском храме (Житомирская область, Украина) и воссоздала их изображение на выставке. Развернутая экспозиция позволяет проследить творческую эволюцию и приоритеты художницы. Как и Лев Бакст, Надежда Лермонтова показала себя оригинальным интерпретатором античности (картины «Леда», «Сфинкс», «Язон, заклинающий дракона», иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия). Интересна художница и своими портретами, среди которых «На диване. Автопортрет» (Русский музей) и «Портрет А.В.Л.». Произведения «Воспоминание Крыма (Рыбка)», «Поющий сарт» (Русский музей) и «Матсура (Воспоминание Самаркан-да)», связанные с путешествиями Лермонтовой в Крым и Самарканд, свежи и колоритны. Образ родного Петербурга, романтичный, мистический и ироничный, запечатлен в работах «Девочка в красном», «Перед грозой», «На балконе», «На пароходике по Неве» (Русский музей).
Н. Лермонтова. Портрет А.В.Л. В виноградных листьях (1916. Холст, масло. 68,5 х 57,5).
Наследие этой удивительной художницы невелико, многие ее работы были утрачены во время блокады Ленинграда. Её жизнь оборвалась рано, сведения о ней не были точны и достаточны. Благодаря воспоминаниям, оставленным сестрой художницы Александрой (которая более полувека бережно хранила произведения Надежды) галерея «Наши художники» смогла начать осмысление ее наследия. Елена Теркель, автор статьи в каталоге выставки Н. Лермонтовой на основе архивных материалов провела искусствоведческое исследование, которое позволило создать живой образ Надежды Лермонтовой. Каталог выставки отражает все стороны ее творчества: станковую и монументальную живопись, журнальную, книжную, театральную и станковую графику. Большинство произведений впервые вводятся в научный оборот.
Выставка Н. Лермонтовой в галерее «Наши художники» по адресу Сеченовский переулок, дом 2 (Москва) работает с 8 февраля по 22 апреля 2018 года.
М.Б. (текст).
Галерея «Наши художники» (иллюстрации).
На иллюстрации: Н. Лермонтова (1885-1921). Девочка в красном (1918. Холст, масло. 106 х 76).