НЕ БАРИН, НО ИЗ ПАРИЖА: ВОЗВРАЩЕНИЕ НИКОЛАЯ ТАРХОВА

Попытки пробиться к сердцу и кошельку россиянина продолжают возвращать в московские галереи казалось бы забытые национальным искусством имена живописцев начала ХХ века. Если для Прибалтики резерв подобных открытий практически исчерпан, в России пока на скудость закромов не жалуются и реализуют весьма амбициозные проекты.

С 19 февраля по 26 апреля 2015 года московская галерея «Наши художники» представляет экспозицию «Тарховъ». 12 лет назад «Наши художники» участвовали в проведении ретроспективы творчества Николая Тархова (1871-1930 гг.) в Государственной Третьяковской галерее, где были представлены около 100 произведений. В тот период работы Тархова практически отсутствовали в частных коллекциях, однако имелись в некоторых музейных собраниях (в частности, ГТГ, ГРМ). Выставка в Третьяковке дала возможность основательно познакомиться с творчеством художника.

Галереей «Наши художники» для амбициозной выставки «Тарховъ» отобраны 40 работ с «блестящей историей бытования» из частных собраний. Галеристы как бы погружают зрителя в атмосферу 1910 года, показывая холсты, которые сам художник представлял на выставки. Эти работы описаны в статьях эстетских журналов начала прошлого века («Золотое руно», «Аполлон») и побывали на стенах салона знаменитого парижского маршана Амбруаза Воллара. Последнее достаточно красноречиво: Воллар не просто легенда мира арт-дилеров, он умел работать с русскими (к примеру, коллекция С.И.Щукина многим обязана парижанину). В качестве авторов каталога выставки «Тарховъ» (не токмо просвещения ради, но и для полноты погружения в эпоху) выступили Александр Бенуа и Сергей Маковский – московские галеристы воспроизвели их статьи с восторженными оценками живописи Николая Тархова.

Выходец из московской купеческой семьи Николай Александрович Тархов в 1894 году неудачно пытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1897 году он начинает работу в мастерской Константина Алексеевича Коровина вместе с будущими «голуборозовцами» П.Кузнецовым, П.Уткиным и Н.Милиоти, дебютирует на XVII выставке Московского общества любителей художеств. В 1899 году Тархов перебирается в Париж и недолго посещает мастерские Ж.-П.Лоранса и Л.О.Меерсона. Париж и предместья французской столицы становятся главными объектами его картин- впечатлений.

В Париже Тархов активно участвует в выставках. До 1910 года состоит членом «Союза русских художников» (ядро которого образовали лидеры «Мира искусства» и «36-ти художников»). В 1904 дебютирует на Осеннем Салоне, где экспонировал свои работы ежегодно до 1913 г., а затем в 1919-1921 и 1923-1930 гг. В 1905 году 15 картин Тархова были выставлены на 12-ом салоне «Свободной эстетики» в Брюсселе. В 1906 состоялась первая персональная выставка художника в галерее Амбруаза Воллара: 72 холста! Однако успех выставки обернулся разрывом отношений с Волларом (жесткие коммерческие условия маршана возмутили выходца из купеческого сословия).

Стоит подчеркнуть, что в том же 1906 году Сергей Дягилев включил 17 работ Тархова в состав выставки «Два века русского искусства», организованной в рамках Осеннего салона в Париже. Эта выставка переехала в Берлин, а в 1907 году на Венецианскую Биеннале. В русской печати, сообщавшей об успехе выставки, имя Тархова ставится в ряд с И. Грабарем, М. Ларионовым, К. Юоном! В 1909-1910 гг. по приглашению С. Маковского, редактора-издателя журнала «Аполлон», Тархов экспонировал работы на «Выставке живописи, графики, скульптуры и архитектуры» (Салон, 1909 г.), собравшей все самое яркое в искусстве тех лет. Художник предоставляет работы на московский салон «Золотого руна» (1909-1910 гг.), и на «Интернациональную выставку картин, скульптуры, гравюр и графики» В.Издебского (1909-1910 гг., Одесса–Киев-Петербург-Рига), на Выставку современного искусства (1910 г., Екатеринослав). В октябре–ноябре 1910 года проходит первая персональная выставка художника в России в редакции журнала «Аполлон» (Петербург), на которой публика увидела около 100 произведений Тархова.

«Тархова узнаешь в парижских салонах среди тысяч картин сразу. Начиная от его нервной, нередко даже судорожной манеры, кончая его тоном, горячим, ярким, именно «звонким», все лучшее в нем принадлежит ему и только ему. – писал А.Бенуа. - Тархов даже в Париже, даже рядом со своими вдохновителями – французскими импрессионистами, блещет мастерством, кажется не менее жизненным, нежели лучшие из них». С выставки в «Аполлоне» (по рекомендации Валентина Серова) Третьяковская галерея приобрела живописные работы Тархова «Рынок в предместье Парижа» (1907 г.) и «Материнская нежность» (1909-1910 гг.). Тогда же Русский музей приобрел холст «Гармония в розовом» (1909 г.). Парижский художник Тархов пользовался успехом не только в России: его полотна были приобретены французским правительством для Люксембургского музея, хорошие результаты принесли выставки в Риме, Праге, Франкфурте-на-Майне. Среди ценителей художника стоит отметить Казимира Малевича, причислившего Тархова к плеяде мастеров, для кого живопись превратилась «в стихию движения цветовых элементов», знаменуя «отход от предмета в самостоятельную республику живописи».

С 1910 года в творчестве Тархова доминируют буколические мотивы: сельский труд, сцены из деревенской и домашней жизни. Сложный характер художника, регулярное противостояние маршанам, падение спроса на искусство в целом, сдвиг спроса в сторону авангарда - неизбежно сказались на материальном положении художника и его семьи. В 1911-м художник вместе с семьей переезжает в Орсэ. Это тихое предместье Парижа он не покинет до конца жизни, создав там серию картин-панорам, среди них «Валле-де-Шеврез» (1910-1912 гг.). 5 июня 1930 года Николай Тархов скончался. Сегодняшнее обращение галереи «Наши художники» к художнику Тархову вписывается в отчетливо наметившуюся тенденцию по продвижению на рынке «новых старых имен» и, шире, в модный тренд ностальгии по дореволюционному миру. Не без избыточного пафоса современные московские галеристы называют Тархова одним «из главных русских импрессионистов», и столь же объяснимо ставят его в ряд с Константином Коровиным и Игорем Грабарем.

Впрочем, без гиперболизации художника на рынке не продвинуть. Даже если он на самом деле вернулся из Парижа.

К.-С

Собственный информатор проекта Прииск (Москва)

На иллюстрации: Н.Тархов. «Химера Нотр-Дам под снегом». (1902, х. м.,108 х 74)

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
Далее
Покупали, как не в себя
На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
Далее
Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
Далее
Классика передвигается в виртуал
Далее
Маринист выходит из штиля. Художник Алексей Боголюбов
Выставка к 200-летию со дня рождения А.П. Боголюбова (1824-1896) в сентябре 2023 года открылась в Третьяковке...
Далее