Как рождается идея выставки? Наверное, в каждом случае ответ будет свой, но при любом ответе реальность уступит место легенде, неизбежной спутнице художника. Выставка «Дома» таллинского художника Алексея Шатунова (1981) в Таллинском русском музее Таллинского городского музея вовсе не исключение из этого правила.
Новые произведения Шатунова регулярно появляются на групповых столичных выставках Союза художников Эстонии и Объединения русских художников Эстонии, их замечают, о них говорят, но вот с крайней (на моей памяти) персональной выставки художника в Таллине минуло почти десять лет. Вполне могло сложиться впечатление, что очередной талант вписался в актуальный тренд и покинул страну…
Если, однако, не растекаться «мысию по дереву», идея столичной выставки Шатунова просто витала в воздухе. Сам художник говорит, что с предложением о выставке к нему обратилась директор Таллинского русского музея Мария Сморжевских-Смирнова. Разве откажет джентльмен чуткой даме, даже когда «под идею» придётся специально написать несколько (по словам Алексея, «большинство») картин экспозиции? Вопрос, как правильно понимает читатель, риторический.
Выставка с красноречивым названием «Дома» (ударение на первый слог) предлагает зрителю поток неоакадемической пейзажной лирики в 26 живописных произведений. Преимущественно это работы 2017 года, как бы инкрустированные более ранними картинами художника. О чём они? Разумеется, о Таллине, его живописных окрестностях, о местах, по определению Алексея, «причесанных» его кистью.
Кисть художника то переносит на нынешнюю улочку Старого Таллина галантную пару будто сошедшую со страниц «Декамерона», то играя с утренним туманом вписывает современный проспект в урбанистическое пространство светлого будущего. Мягкость цвета и света точно окутывает воздухом Средиземноморья суровую северную готику Старого города, точно дает добрый прогноз на завтрашнюю погоду и приглашает на загородную прогулку или в городской парк.
Теплоту своих чувств художник передает и стылому осеннему утру, и зимней природе дачного пригорода. А в его размашистых летних днях и сочной зелени разве не слышны мотивы русских мастеров конца позапрошлого века? Точно кто-то за стеной трогает фортепиано «Временами года» Чайковского…
Нет, далеко не случайно вернисаж выставки Шатунова украсила игра дирижёра Энна Кивилоо, специально ради открытия «Дома» прервавшего своё уединение на острове Хийумаа. Классическая музыка в чуть ироничном исполнении маэстро слилась с мелодиями художника. Но вернисаж запомнится и ещё одним ярким жестом – эстонскому историку Давиду Всевиову Алексей под щедрые аплодисменты гостей подарил его портрет.
…но о чём всё-таки говорит Алексей Шатунов со зрителем? Без спешки? Негромко? Наверное, и здесь в каждом случае ответ будет свой, как признание в любви, на которое так похожа эта выставка.
Выставка, открывшаяся 4 ноября в Таллинском русском музее, продлится до 25 ноября 2017 года.
Олег Серебряков (текст и фото), (иллюстрации Алексей Шатунов).
На иллюстрации: А.Шатунов. «Зимний пейзаж» (2017, х., м. 40х40 )