Как рождается идея выставки? Наверное, в каждом случае ответ будет свой, но при любом ответе реальность уступит место легенде, неизбежной спутнице художника. Выставка «Дома» таллинского художника Алексея Шатунова (1981) в Таллинском русском музее Таллинского городского музея вовсе не исключение из этого правила.
В работе. Картина А.Шатуноваа в мастерской..
Новые произведения Шатунова регулярно появляются на групповых столичных выставках Союза художников Эстонии и Объединения русских художников Эстонии, их замечают, о них говорят, но вот с крайней (на моей памяти) персональной выставки художника в Таллине минуло почти десять лет. Вполне могло сложиться впечатление, что очередной талант вписался в актуальный тренд и покинул страну…
Если, однако, не растекаться «мысию по дереву», идея столичной выставки Шатунова просто витала в воздухе. Сам художник говорит, что с предложением о выставке к нему обратилась директор Таллинского русского музея Мария Сморжевских-Смирнова. Разве откажет джентльмен чуткой даме, даже когда «под идею» придётся специально написать несколько (по словам Алексея, «большинство») картин экспозиции? Вопрос, как правильно понимает читатель, риторический.
Директор Таллинского русского музея Мария Сморжевских-Смирнова (на переднем плане) и художник Алексей Шатунов.
Выставка с красноречивым названием «Дома» (ударение на первый слог) предлагает зрителю поток неоакадемической пейзажной лирики в 26 живописных произведений. Преимущественно это работы 2017 года, как бы инкрустированные более ранними картинами художника. О чём они? Разумеется, о Таллине, его живописных окрестностях, о местах, по определению Алексея, «причесанных» его кистью.
А.Шатунов. «Пейзаж с Олевисте» (2017, х., м. 50х35).
Кисть художника то переносит на нынешнюю улочку Старого Таллина галантную пару будто сошедшую со страниц «Декамерона», то играя с утренним туманом вписывает современный проспект в урбанистическое пространство светлого будущего. Мягкость цвета и света точно окутывает воздухом Средиземноморья суровую северную готику Старого города, точно дает добрый прогноз на завтрашнюю погоду и приглашает на загородную прогулку или в городской парк.
А.Шатунов. «С ручейком» (2017, х., м. 50х35).
Теплоту своих чувств художник передает и стылому осеннему утру, и зимней природе дачного пригорода. А в его размашистых летних днях и сочной зелени разве не слышны мотивы русских мастеров конца позапрошлого века? Точно кто-то за стеной трогает фортепиано «Временами года» Чайковского…
А.Шатунов. «Холодное утро. Велосипедист с собаками» (2017, х., м. 50х35).
Нет, далеко не случайно вернисаж выставки Шатунова украсила игра дирижёра Энна Кивилоо, специально ради открытия «Дома» прервавшего своё уединение на острове Хийумаа. Классическая музыка в чуть ироничном исполнении маэстро слилась с мелодиями художника. Но вернисаж запомнится и ещё одним ярким жестом – эстонскому историку Давиду Всевиову Алексей под щедрые аплодисменты гостей подарил его портрет.
Вернисаж выставки Шатунова украсила игра дирижёра Энна Кивилоо.
…но о чём всё-таки говорит Алексей Шатунов со зрителем? Без спешки? Негромко? Наверное, и здесь в каждом случае ответ будет свой, как признание в любви, на которое так похожа эта выставка.
Гости вернисажа.
Выставка, открывшаяся 4 ноября в Таллинском русском музее, продлится до 25 ноября 2017 года.
Олег Серебряков (текст и фото), (иллюстрации Алексей Шатунов).
На иллюстрации: А.Шатунов. «Зимний пейзаж» (2017, х., м. 40х40 )