НЕУТИХАЮЩЕЕ ЭХО МИНУВШЕГО

С 24 января в Петербурге (в Музее Академии Художеств) впервые в России показываются около 100 живописных и графических работ 1942 - 1969 гг. из цикла «Немецкая оккупация» советского художника Меера Аксельрода (1902-1970). Эти произведения рассказывают о трагедии советского народа в годы Великой Отечественной войны и геноциде еврейского населения.

М. Аксельрод (1902-1970). Расстрел (1944, бум., гуашь, 53х78).

Большая часть экспонируемых работ создана Аксельродом в 1942-1943 годах в Алма-Ате (где художник работал над декорациями к фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный»). Ужасы войны и Холокоста, беседы с беженцами из Польши и Белоруссии потрясли его. Одну за другой Аксельрод создает десятки картин, рисунков, набросков с говорящими названиями «Расстрел», «Палачи», «Насильники», «Вешатели». Эта серия, за которую Аксельрода назвали «Гойей XX века», почти документальное свидетельство. До самого недавнего времени о существовании цикла не было известно даже специалистам: до 2016 года работы хранились в семье художника и вместе не экспонировались.


М. Аксельрод (1902-1970). Погром (1943, картон, темпера, 46х62).
 
Дополнят выставку произведения Абрама Моносзона (1914-2007). Он прошел всю войну и после возвращения узнал о гибели в Могилеве отца, матери и брата. Переживания и кошмары художника отражаются в цикле «У врат рая». Основной мотив цикла - утрата Эдема, традиционного местечка с его, не менявшимся столетиями, укладом: праздниками, свадьбами, танцами, бытовыми деталями.

А. Моносзон (1914-2007). Воспоминание о местечке. Холокост (1960-ы гг., картон, масло, 49х60).

В экспонируемых работах отражен не только ужас жизни на оккупированных нацистами территориях, но и массовое движение сопротивления, подвиги партизан и подпольщиков. Среди таких произведений особое внимание привлекает картина Меера Аксельрода «Узник» - единственный прижизненный портрет руководителя легендарного восстания в нацистском лагере смерти Собибор Александра Печерского.

А. Моносзон (1914-2007). Холокост. У врат рая (1960-ые гг., картон, масло, 65х55).

Открытие предварил круглый стол на тему «Оккупация, блокада, Холокост - свидетельства в художественных произведениях очевидцев». Выставка «Немецкая оккупация» в Музее Академии Художеств (Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 17) продлится до 17 февраля 2019 года. Кураторами проекта, приуроченного к Международному дню памяти жертв Холокоста и к 75-летию снятия блокады Ленинграда, выступили Любовь Агафонова (галерея «Веллум») и Юлия Макарова (Фонд Александра Печерского).

И. П. (текст).
Галерея «Веллум» (иллюстрации).

На иллюстрации: М. Аксельрод (1902-1970). Расстрел (1944, бум., гуашь, 82х73).

 

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Тифлисских окон негасимый цвет
Далее
Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
Далее
Покупали, как не в себя
На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
Далее
Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
Далее
Классика передвигается в виртуал
Далее