«ОКНА В РОССИЮ» ВЕРНУЛИСЬ ДОМОЙ

Проект Института русского реалистического искусства Государственной Третьяковской галереей и Ингосстраха «Окна в Россию. Шедевры семи поколений» в 2017 году совершил путешествие с запада России на восток: живописные шедевры были показаны в Калининграде, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Красноярске и Владивостоке, в Сочи и Санкт-Петербурге. Проект был признан победителем в номинации «Личный  вклад» на VI Ежегодной премии The Art Newspaper Russia. С 19 мая по 12 августа 2018 «окна в Россию» экспонируются в Институте русского реалистического искусства.

В экспозиции гоастрольной выставки участвуют работы таких художников, как Игорь Грабарь, Павел Кузнецов, Сергей Герасимов, Александр Дейнека, Юрий Пименов, Александр Лабас, Таир Салахов. В одном из залов транслируется мультимедийный спектакль «Шедевры без границ», объединяющий знаменитые полотна собрания Третьяковки, Института русского реалистического искусства и произведения русских и советских композиторов. «Этот проект во многом повторяет феноменальный успех экспозиций Товарищества передвижных выставок. И такого проекта, по масштабу, по качеству, по значимости, на мой взгляд, не было уже почти сто лет, - сказала арт-директор Института русского реалистического искусства Надежда Степанова. - Это то, что смело можно назвать продолжением традиций меценатства, филантропией и благотворительностью.  «Окна в Россию», помимо всего прочего, блестящий пример партнерства государственных и частных музейных институций и большого, и главное, социально ответственного бизнеса».

Т.Т. Салахов (1928). Яркое утро. Подмосковье. (1986, х., м., 145,5 х 125. Институт русского реалистического искусства).

Главной темой проекта является мотив окна, классического образа в мировом искусстве. Для отечественных художников прошлого столетия окно было зеркалом перемен от революционных потрясений и модернизации городов до переезда в новые кварталы во время «оттепели» и поисков в перестроечные 1980-е. Окно в мастерской художника, окно с видами городских пейзажей, окно традиционной деревенской избы и вид из окна нового дома, поезда или автомобиля, все эти мотивы – своеобразные порталы в нашу историю, в её искусство России. «Принцип отбора для передвижной выставки позволил нам по-новому взглянуть на собственную коллекцию, - заметил основатель Института русского реалистического искусства Алексей Ананьев. -  С полотнами, представленными на выставке, связаны интересные, интригующие истории, которые мы со всей подробностью и расскажем нашим зрителям».

П.В. Вильямс (1902 – 1947). Весна. Портрет Анны Мартинсон и Алексея Понсова. (1947, х., м. 170 х 151. ГТГ).

«Вероятно, ему было 18-19 лет, когда я с ним опять встретился, - описывал Петра Вильямса, чья картина «Весна» (1947) спарведливо считается одной из ключевых работ проекта «Окна в Россию», художник Александр Лабас. - Высокий, худой, стройный, подтянутый юноша. Своеобразно красивый, с выразительным движением рук - во всем чувствовалась артистическая натура…». Вместе с Вильямсом Лабас входил в Общество художников-станковистов, а также создавал росписи Советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. С 1937 года Вильямс начал работать в Большом театре и через некоторое время стал его главным художником. Вильямс создал декорации к спектаклям театра Вахтангова и МХАТа, а за оформление спектаклей Большого Вильямс трижды удостоился Сталинской премии. С миром театра связаны и изображённые на этой картине Анна Мартинсон и Алексей Понсов. Дочь известного актера Сергея Мартинсона была театральным художником-декоратором, она создала образы героев дипломного фильма Андрея Тарковского «Каток и скрипка» (1960). Второй персонаж картины, Алексей Понсов, брал у Вильямса уроки живописи. Он продолжил дело своего учителя - после окончания постановочного факультета Школы-студии МХАТ стал работать театральным художником.

Открытие выставки состоялось 19 мая в рамках акции «Ночь в музее». Кураторами выставки со стороны Института русского реалистического искусства выступили арт-директор Надежда Степанова и искусствовед Анастасия Сиренко, от ГТГ - хранитель отдела живописи XX века Ольга Полянская. Разработкой архитектуры и дизайна выставки занимались архитекторы Игорь Чиркин и Павел Пришин, авторы афиши, графичекого оформления и каталога выставки - Андрей Шелютто и Ирина Чекмарёва. Стоимость полного билета  посещения выставки "Окна в Россию" - 300 руб.

К.С. (текст)
Государственная Третьяковская галерея (иллюстрации).

На иллюстрации: А.А. Дейнека (1899 – 1969). Восстановление Ростсельмаша (эскиз панно). (Конец 1940-х, бумага, карандаш, гуашь. 57,5 х 48,5. Институт русского реалистического искусства).

 

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Тифлисских окон негасимый цвет
Далее
Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
Далее
Покупали, как не в себя
На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
Далее
Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
Далее
Классика передвигается в виртуал
Далее