Живые выставки Прииска продолжаются! Если набрать в поисковике Google «художники-космисты», то список иллюстраций откроет работа таллинца Олега Высоцкого (1956) «Яйцо аурическое». Выставка «Через внутренний Космос. Олег Высоцкий и его студия» с 1 сентября проходит в таллинской галерее-мастерской Domini Canes. И оригинал «Яйца аурического» - её стержень. Разумеется, наряду с работами студийцев художника.
Картины Олега Высоцкого полны реминисценций и смыслов. «…мы видим светящиеся сквозь Беспредельность Космоса нездешние миры, тонкая материя которых, облеченная в изысканные формы, проявляет невидимое, - однажды сказали о них по итогам очередной московской выставки Высоцкого. - Художник стремится проникнуть в первопричины сущего, его картины наполнены удивительными по красоте и гармонии образами природы». Но на таллинской выставки они прежде всего напоминают открытые ладони, бережно предлагающие зрителям произведения его учениц. Наивные, непосредственные, яркие. Одновременно чем-то схожие и чем-то резко отличные от произведений наставника.
«Моя Артстудия занимает уникальную нишу среди многочисленных школ и студий города Таллина, - не без пафоса говорит Высоцкий - Дело в том, что я не обучаю живописи и рисунку в традиционном академическом стиле. Я учу искусству видеть и познавать мир!» По его словам, на занятиях студии (где есть место музыке и ароматному чаю, и беседам о культуре) время уделяется и художественной технике, и свойствам материалов, «буквально с молекул, атомов». Сам материал, полагает художник, подсказывает, что можно сделать. Это в свою очередь позволяет прикоснуться к тайнам живописи, к тайне высокой красоты.
Исповедуемый Высоцким космизм, по бытующему определению, является своеобразным возвращением к изначальной нерасчлененности любомудрия и искусства, но возвращения на ином идейном и изобразительном уровне. Несмотря на то, что каждый художник ищет индивидуальные средства выражения своих идей, многие образы космистов оказываются схожи. Что объясняется интуитивным обращением к языку мифа, где доминирует синий цвет (цвет мудрости, тайны, знаний запредельных миров). Синий цвет – цвет гармоничной ауры, знак высокой духовности.
Здесь нельзя не вспомнить слова, сказанные о произведениях предшественника Олега Высоцкого Бориса Смирнова-Русецкого (1905-1993): его картины — это окна в необычный мир, который приобщает нас к космическому сознанию, дает почувствовать импульсы тонких энергий. Также как о картинах Смирнова-Русецкого о работах Высоцкого можно сказать, что они всегда обладают своим особенным полем, в залах, где вывешены его картины, устанавливается свой микроклимат. Вы как бы проходите через сеанс хорошего экстрасенса - объяснить словами это невозможно, снимается боль, отступают проблемы и, более того, вы становитесь лучше. Живопись космистов воздействует как музыка, которую слышат не ухом, но сердцем.
«Когда я посмотрел вокруг, я почувствовал себя песчинкой в море, но когда я закрыл глаза и посмотрел вовнутрь, я увидел целую вселенную, словно океан, вздымающийся в моем сердце, - некогда сказал легендарный индийский музыкант и суфий Хазрат Инайят Хан (1882-1927). И добавил: «Есть Один Объект Восхваления, и это красота, которая поднимает ввысь сердца ее почитателей во всех аспектах, от видимого до невидимого».
Наша третья выставка «Через внутренний Космос. Олег Высоцкий и его студия» продлится до 7 октября. В обрамлении произведений О.Высоцкого свои работы впервые публично представили Анна Майсурадзе, Майя Мулдма, Ирина Вальшонок, Арина Егорова, Ирина Фадеева, Тамара Гуляк, Людмила Валуева, Светлана Высоцки, Мария Тамм.
Олег Серебряков
На иллюстрации: Рядом с ними я молодею! - Олег Высоцкий и его ученицы.