Музы обитают на Парнасе. Но продукты жизнедеятельности дочерей любвеобильного Зевса – тут, где, как известно, моль и ржа истребляют, а воры крадут. 12 сентября 2019 года посетитель нанес несколько ударов ножом по одной из картин художника Даниэля Бюрена (1938), которая выставлена в парижском Центре Помпиду. 15 октября объявили, что неизвестный похитил офорт Сальвадора Дали (1904-1989) прямо с витрины галереи в Сан-Франциско.
В Центре Помпиду пока не предают огласке, какой из картин Даниэля Бюрена был нанесен вред, а также каков ущерб. Уважаемая газета Le Parisien однако предполагает, что сумма может быть велика, ведь Бюрен считается одним из самых дорогих из ныне здравствующих художников Франции.
В мае 2019 года его работа «Живопись с неопределенными формами» была продана на торгах Christie's в Нью-Йорке за $2 млн 175 тыс. (при эстимейте $1–1,5 млн). Другая картина Бюрена «Белая акриловая краска на красно-белой полосатой ткани» (1968) за 22 года подорожала в 102 раза: в 1997 году она была продана в Париже за $3,5 тыс., а в 2019 году в Лондоне - за $357,4 тыс.
Парижского злоумышленника задержали, но кого это утешит? Задержанный не даёт никаких объяснений, и полиция, разумеется, намерена направить его на психиатрическую экспертизу. Сезонные обострения не признают ни границ, ни наград, ни званий – накрывают по-полной.
За морем-океаном, похоже, обошлось без психиатрии. Кража в Сан-Франциско сенсационна прежде всего своей быстротой. И вполне достойна книги рекордов. Всего 32 секунды понадобилось наглому вору, чтобы войти, забрать с мольберта на витрине гравюру Сальвадора Дали «Горящий жираф» (1966-1967) и без спешки уйти с добычей.
Раскрашенный вручную офорт «Горящий жираф» - сравнительно редок. Это оммаж Дали своему гениальному современнику Пабло Пикассо. Директор пострадавшей галереи Расджап Хопкинс также отметил, что похищенная работа считается «одним из самых желанных произведений» творческого наследия Дали 60-х гг., оценивается в $20 тыс. и была застрахована.
В галерее есть видеокамера, но в то время она не была включена, сказал в телеинтервью Хопкинс. Тем не менее, видео с камеры соседнего бизнеса зафиксировало человека, уходящего по улице с добычей в руках. Картина должна была крепиться к мольберту карабином и тросом, однако они либо были обрезаны вором, либо по небрежности забыты днём ранее самими галеристами.
Хотя похитители искусства часто работают по заказу, Хопкинс считает, что это была «кража при первой возможности». «Горящий жираф» хорошо известен и лист пронумерован, подчеркнул Хопкинс. Маловероятно, что его продадут через Интернет, прокомментировала событие содиректор Dennis Rae Fine Art Анжела Келлет.
К.С., С-Пб (текст).
Архив Прииска (иллюстрации)
На иллюстрации: Кража Моны Лизы в Лувре в 1911 г. Обложка журнала La Domenica del Corriere за 3-10 сентября 1911 г.