Призрак оперы

Призрак бродит по Москве. И как бы забрёл в Таллин. Призрак оперы Джузеппе Верди «Аида», художником-постановщиком которой выступает эстонский скульптор Тауно Кангро. “Геликон-опера” уверяет, что призрак аж дважды (с 28 июня по 1 июля и с 4 по 8 июля 2022 года) воплотится в зрелищные премьерные блоки, что завершат её 32-й сезон, а в августе он, неугомонный, намеревается обрести плоть и на площадке таллинского оперного Фестиваля Биргитты. Однако, санкции, похоже, сводят последнее хотение на нет.

Да, скажет иной знаток, ничто не ново под Луной: «Аиду» ставят по всему миру, в нью-йоркской Метрополитен-опера, к примеру, этот спектакль исполнялся более 1000 раз, «оглушительным прорывом» бывала «Аида» и на сцене «Геликон-оперы», «ставила на уши всю столицу» в сезоне 1995/96... Но теперь шедевр Верди обещает явится москвичам в новом обличьи. «Аида» - кто бы спорил? - самая монументальная классическая опера. То есть идеальная поляна для игры художника-монументалиста, к тому же завзятого балетомана и театрала, каковым и является наш воистину неутомимый Тауно Кангро.

Модели египтянок в таллинской мастерской Т. Кангро

За его плечами театральный опыт (в том числе международный) имеется. С подачи земляка художника Неэме Кунингаса, бывшего с 2016 по 2018 гг. главным режиссёром Красноярского театра оперы и балета, в 2018 году Тауно принял активное участие в спектакле «Рафаэль». Прямо на сцене крупнейшего города Восточной Сибири эстонский художник импровизировал, создавал скульптуры и картины, весьма своеобразно иллюстрируя сюжет, показанный танцорами и певцами. «Это был очень интересный опыт, - вспоминает свой сценический красноярский дебют Кангро, - опыт работы с большими формами, новый круг знакомств».

Тесное знакомство Кангро с постановщиком «Аиды-2022» народным артистом РФ Дмитрием Александровичем Бертманом уходит корнями в 2017 год. На таллинском изводе российской «Золотой маски» эстонцы подарили «Геликон-опере» скульптуру в 2006-2010 годах бывшего главным дирижером московской «Новой оперы» Эри Эдуардовича Класа (1939-2016), дирижёра, заметим, всемирно известного. Идея подарка родилась у Кангро, когда он узнал, что в «Геликон-опере» есть именная гримёрка маэстро Класа. А расстояние от замысла до воплощения (особенно в объекте «кабинетного формата») у Кангро всегда минимально. По словам художника, с Бертманом он быстро нашёл общий язык (в работах Кангро, сказал Дмитрий Бертман, есть связь с театром). И, как результат, в бывшем дворце княгини Шеховской на Большой Никитской улице, в фойе «Геликон-оперы», в состоялась выставка театральных работ Тауно..

Щедрый подарок: Т. Кангро. Эри Клас. 2017, бронза

Но вернёмся к нашему призраку. Как известно, в основу либретто «Аиды» легло литературное произведение первого руководителя Каирского музея Огюста Мариетта, вдохновленного перипетиями, изложенными в надписях об одной из побед фараона Мернептаха на стенах храма Амона в Карнаке. Но Верди, человек не чуждый актуальной своей эпохе политики, представил любовный треугольник на фоне войны и жестокости, противостояние, чью остроту лишь оттачивает экзотика древнего Египта. По оценке Бертмана, вполне разделяемой Кангро, «Аида» - невероятная история любви: «в ней фокус – на крупный план героев», - говорит режиссёр, «...о чистоте любви, надежде и вере. Очень своевременная тема. Самая важная для нас и нашего времени», - говорит художник.

Современный театр, по мнению Кангро, требует от художника «понимания себя в театральной работе, понимания замысла и видения режиссёра, света, красок, видео-инсталляции, особенностей зала - понимания целостности всего...» «Это для меня был вызов, но в этой работе я смог реализовать практически все свои идеи, - рассказывает о своей работе в «Аиде» Бертмана Кангро, без устали перемещающийся между Москвой, Петербургом, где в производственных цехах воплощаются в пластик его масштабные замыслы, и своей полной эскизов галереей-мастерской на улице Уус в Старом Таллине. - Это не просто 4-метровые скульптуры из 2-3 компонентного полиуретана, это постоянное соединение объёма и движения... Например, мизансцена, разворачивающаяся под водами Нила... Мысль Верди о том, что тоталитаризм убивает любовь вписывается в современность. «Аида» это повествование о чистоте любви, о надежде и вере. Самая важная для нас и нашего времени тема. Да, герои опреры в итоге погибают, но в душе зрителя остаётся надежда. Мы уносим в свою жизнь из театрального зала преодоление зла!»

Афиша «Аиды» «Геликон-оперы»

На перекрёстке июня-июля вход в «Геликон-оперу» должны будут оберегать многометровые пластиковые коты древнего Египта, увиденного эстонцем Тауно Кангро. Кому- кому, а ему московский масштаб в самую, как говорится, пору, по размеру, а тамошние призраки вроде бы по силам. Одно только печалит, таллинцы и гости эстонской столицы вряд ли увидят «Аиду», которую Бертман планировал фрагментарно показать на Фестивале Биргитты в живописных руинах средневекового женского монастыря, спалённого в лихую годину Ливонской войны соратником Ивана Грозного датским герцогом Магнусом. Да и сам фестиваль под вопросом, ведь со дня основания его дирижёром Эри Класом главным фестивальным блюдом по факту были спектакли преимущественно московских театров (собственные фестивальные проекты самых разных жанров - на десерт). А тут на тебе - в прошлом году пандемия-карантин, теперь санкции в полный рост и прочая большая политика...

Беседуя с призраком: Т. Кангро. Шаман. 2010-е гг., бронза

Как новейшим гамлетам нам, европейцам, остаётся наслаждаться общением с бродягой призраком. Ну, или беседовать о войне и мире с черепом какого-нибудь шута.

Текст: Фома Ревельский, Tallinn
Иллюстрации: архив Прииска
На иллюстрации: Созидая Аиду: вдохновленный талантом Верди скульптор Тауно Кангро
поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
Далее
Покупали, как не в себя
На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
Далее
Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
Далее
Классика передвигается в виртуал
Далее
Маринист выходит из штиля. Художник Алексей Боголюбов
Выставка к 200-летию со дня рождения А.П. Боголюбова (1824-1896) в сентябре 2023 года открылась в Третьяковке...
Далее