В полдень 20 августа 2020 года в Музее Рижская Биржа на 3-ем этаже в галерее площадью около 30 кв. м. открылась обновлённая постоянная экспозиция Николая Константиновича Рериха (1874-1947). Из 39 работ легендарного русского художника, имеющихся в собрании Латвийского национального художественного музея (37 живописных работ, 1 рисунок, 1 пастель), в «Кабинете Рериха», в располагающем к неспешным размышлениям помещении бывшей библиотеки Биржи, показаны 18. «Мы выставили все произведения Николая Рериха большого и среднего формата», - констатировала на открытии выставки хранитель коллекции зарубежного искусства и куратор Ксения Рудзите.
Музей Рижская Биржа расположен в самом сердце Старой Риги, на Домской площади. И специализируется на зарубежном (с точки зрения Латвии) искусстве. Отдельный зал, где выставлялись картины Рериха, долгие годы существовал в главном художественном музее страны - ЛНХМ, который вырос из Рижского городского художественного музея, созданного Вильгельмом Пурвитсом (1872-1945) в 1905 году.
На основе этого муниципального художественного очага в 1920 году возник и произвёл первые закупки Государственный музей, чей устав в 1924 году был утвержден президентом. Особо отметим, что к 1938 году из 5-ти комнат в Рижском замке музей дорос до 18 комнат! В 2016 году ЛНХМ пережил глобальную реконструкцию и, следуя новой концепции, сделал акцент на слове «национальный» в своём названии. В силу чего работы Рерихов были перемещены в Музей Рижская Биржа. В 2016-17 гг. Рерихи Музея Рижской Биржи выставлялись в Вильнюсе и Санкт-Петербурге.
Экспонируемые в постоянной экспозиции произведения Николая Рериха некогда входили в собрание музея при Латвийском Обществе Рериха (1930-1940). Большинство картин было прислано самим художником из Индии в Ригу в 1930-е годы. Рисунки и картину «Альпы» в 1924 году в Ригу привез Владимир Шибаев (1898-1975), основатель Латвийского Общества Рериха. Рерихи (Николай Константинович и его супруга Елена Ивановна), жившие в 30-е гг. прошлого столетия в Западных Гималаях, для музея в Риге отбирали картины из числа недавно созданных. Первую посылку из Индии Латвийское Общество Рериха получило в 1932 году, последнюю - в июле 1937 года. Среди этих произведений были и 8 картин младшего сына художника Святослава Рериха.
После ликвидации Общества в 1940 году в рамках советизации Латвии его коллекция была передана на хранение в Городской художественный музей. В 1943 году по просьбе членов Общества картины были им возвращены. «Во время репрессий (1949 года – О.С.) многие члены Общества были арестованы, а их имущество, в том числе и картины, конфисковано, - в эксклюзивном комментарии Прииску сообщила госпожа Рудзите. - Произведения вновь оказались в музее в 1950 году». Однако…
…однако, в итоге 7 работ пропало. Их местонахождение по сей день неизвестно. «Мы в сотрудничестве с Латвийским обществом Рериха также стараемся выяснить судьбу пропавших работ. Коллекция после ликвидации Общества неоднократно переходила из «рук в руки» и списки по количеству картин отличаются. На основе изучения и сравнения архивных материалов, мне удалось установить, что 6 картин из коллекции музея Латвийского Общества Рериха пропали в 1940-1943-х годах. Из них - 4 картины из присланных из Индии ( «Шекар Дзонг», «Гималаи», «Горное озеро», «Ламаюра. Ладак»), а 2 были приобретены Обществом в Риге («Св.Прокопий», «Первобытные люди»). Седьмая картина «Гималаи» была подарена президенту Латвии К. Ульманису в 1938 году, в 1970 –х годах ее след также теряется. Некоторые из этих семи работ видны на старых фотографиях экспозиции музея 1930-х годов и опубликованы в книге "Рерих", изданной в Риге в 1939 году», - сказала Ксения Рудзите.
Связь Рериха с Латвией (а если быть совсем точным – с городом Либава в Курляндии) не исчерпывается одной историей Латвийского Общества Рериха и судьбой его собрания. Родственница художника Изабелла Рерих в 1960-е гг. передала в Лиепайский музей живописные портреты латвийских Рерихов, архивные материалы, письма. В Лиепае до сих пор сохранился дом, где вплоть до начала 20 века жило несколько поколений Рерихов, а также здание аптеки Александра Рериха.
Среди латвийских Рерихов были люди самых разных профессий: управляющий поместьем барона Эдуарда фон дер Роппа, а в впоследствии – архивариус, был и врач Бенедикт Рерих. Изабелла Рерих, с которой Николай общался, когда приезжал в Латвию (согласно сохранившимся воспоминаниям, Николаю запомнилось собирание янтаря на берегу Балтийского моря), учительствовала. В годы директорства Н.К. Рериха в Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств имели честь обучаться около 40 студентов из Латвии, в том числе Густав Клуцис (1895-1938), Карлис Миесниекс (1887-1977) и график Алберт Пранде (1893-1957), который стал главным художником монографии о Рерихе, вышедшей в Латвии в 1939 году.
Нынешняя постоянная экспозиции Н.К. Рериха в Музее Рижская Биржа, по оценке латвийских музейщиков, «получилась достаточно богатая и очень разнопланово отражает все особенности имеющейся в стране коллекции Рериха». В неё вошли такие «иконы» творчества знаменитого художника, как «Путь», «На высоте», «Сострадание», пейзажи Гималаев, Тибета и Монголии. Включены и работы, которые какое-то время не выставлялись - «Брахмапутра», «Бхагаван», «Часовня св. Сергия». Большинство экспонатов сопровождено комментариями на латышском, английском и русском языках. Готовится видеопроект с комментариями к наиболее значимым экспонатам. Из-за недостаточности помещений не удалось выставить большой «Портрет академика Рериха» работы Святослава Рериха. Периодически экспозиция будет обновляться. Концепция показа будет неизбежно меняться, ведь хрупкие темперные полотна иногда должны отдыхать в темных помещениях.
Не жалуется третий этаж Биржи и на отсутствие посетителей: «Экспозицию посещают достаточно активно. У творчества Рериха есть широкий круг почитателей, - пояснила К. Рудзите. – В связи с настоящей ситуацией общее количество посетителей в музее снизилось, есть определенные ограничения на посещение мероприятий и экскурсий». Также сегодняшняя неопределенность с пандемией вносит неясность и на плановые мероприятия в рамках экспозиции. Экскурсии, тематические мероприятия и программы для детей – всё, как говорит К. Рудзите, «зависит от того, какая будет ситуация с пандемией». «Мы рады тому, что работы Николая Рериха теперь доступны зрителю, - сказала во время открытия экспозиции директор Музея Рижская Биржа Дайга Упениеце. - Это помещение мы назвали «Кабинет Рериха», при желании здесь посетители могут находиться весь день, здесь можно смотреть картины и медитировать»…
Открытие «Кабинета Рериха» официально было приурочено к 9-летию Музея Рижская Биржа и 100-летию Латвийского национального художественного музея. Но, очень даже может быть, что почти круглая и юбилейно круглая даты просто «приурочились» к открытию постоянной рериховской выставки – ведь в Державе Рериха свои правила и нет случайностей.
Текст: Олег Серебряков, Таллин
Иллюстрации: Коллекция Латвийского национального художественного музея, Архив Прииска
На иллюстрации: Николай Рерих (1874–1947). На высотах (Тумо). 1936. Холст, темпера. 92х122. Коллекция ЛНХМ