Сенсация состоялась. Но огорчительно другая

История сия не басня, но не менее назидательна. Кто знает, может в обозримом будущем явится пиит, инкарнация дедушки Крылова, дабы культурному человечеству преподнести рифмованую версию нашего случая? Мы же пока ограничимся сухой прозой.

В начале июня в Национальном музее тишайшей Словении должна была открыться громкая выставка классики авангарда, что по заявленным именам обречена была выстроить у музейных касс очереди любителей прекрасного всей матушки Европы: Эдгар Дега, Василий Кандинский, Казимир Малевич, Анри Матисс, Жоан Миро, Эдвард Мунк, Пабло Пикассо, Анри де Тулуз-Лотрек, Уильям Тёрнер, Марк Шагал... Короче говоря, междупланетный шахматный турнир, музейщики Парижа, Берлина, Лондона, Петербурга готовятся завистливо перелистывать каталог словенской выставки «Путешествия. Художественная коллекция семьи Больковац», накануне вернисажа отпечатанный тиражом 200 экземпляров!

Коллекционер Йосип Больковац (1920-2914)

Семья Больковац предоставила словенскому музею почти полторы сотни произведений. Чарующие, манящие ноты звучали в анонсе: «...выставка является отражением домашней обстановки, где произведение искусства является не просто арт-объектом, а радостью и гордостью владельца или коллекционера». Экс-галерист Нико Больковац, нынешний владелец коллекции и потомок её основателя бывшего югославского партизана и первого министра внутренних дел независимой Хорватии Йосипа Больковаца, рассказывал, что многие годы пополнял приобретениями на аукционах собрание предка. Всё, как видим, обещало праздник, и директор словенского музея фолерист Павел Цар, наверное, радостно предвкушал сенсационные для летнего сезона кассовые сборы, но...

Куда, мой вдумчивый читатель, теперь без проклятущего «но». Погоня за финансовой прибылью в культурной сфере часто (в крайние годы, что прискорбно, весьма часто) приводит, увы и увы, к скандалам. Серьезные выставки принято страховать. Суммарная стоимость анонсированной коллекции только навскидку составила бы примерно €1 млрд. А страховка за неё, которую бы пришлось оплатить Национальному музею Словении могла в несколько раз превысить годовой бюджет этого столпа культуры. Если бы это действительно были работы авторов, указанных в подписях.

Мог бы Кандинский нарисовать такого «Кандинского» даже в глубоком запое? (Картинка из каталога несостоявшейся выставки «Путешествия. Художественная коллекция семьи Больковац»)

Словенский искуствовед Бране Кович уверенно подвёл черту, более всего напоминающую приговор: «Это жуть, пачкотня, рисунки, которые их предполагаемые авторы не могли бы нарисовать даже в глубоком запое». По его мнению, корень зла в том, что компетентность директора музея - фолериста и куратора - нумизмата не распространяется на изобразительное искусство. Они должны были кроме знакомства и проверки предоставленных сертификатов о подлинности картин изучить каталог-резоне каждого художника, что входит в стандартную процедуру комплексной экспертизы. Эти работы, по словам Ковича, предлагались и другим учреждениям, но везде были отвергнуты. Почему же они были приняты Национальным музеем Словении?

«Мы решительно осуждаем злоупотребление именем учреждения и самой профессией музейщика, - заявил 51 из 72 сотрудников музея, - которое нанесло большой ущерб репутации Национального музея Словении и всех словенских музеев и галерей». Тщетно теперь уже бывший директор музея господин Цар пытался оправдаться тем, что в музее обнаружили свободные выставочные площади и решили привлечь посетителей на послековидное лето, что музей на выставку денег вроде как и не потратил...

Благими намерениями, продолжим моралью в традиции старой доброй басни, выложена дорога в ад.

Текст: Ян Мирский 

Иллюстрации: архив Прииска

На иллюстрации: Такой вот «Малевич» спешил легализоваться в Национальном музее Словении (Картинка из каталога несостоявшейся выставки «Путешествия. Художественная коллекция семьи Больковац»)
поделиться:
Facebook
Pinterest
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    больше новостей в нашем telegram канале

    Читайте так же:

    Тифлисских окон негасимый цвет
    Далее
    Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
    Далее
    BRAFA 2024: всё по-взрослому
    69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
    Далее
    Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
    Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
    Далее
    Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
    1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
    Далее
    Возвращение Будды
    Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
    Далее
    ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
    Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
    Далее
    Покупали, как не в себя
    На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
    Далее
    Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
    Далее
    Классика передвигается в виртуал
    Далее