В начале 1970-х годов произошла археологическая сенсация: в окрестностях Алма-Аты в курганe Иссык, который исследовал археолог Кемаль Акишев, обнаружили останки сакского царя, «Золотого человека». В 2018 году Национальный музей Казахстана объявил международное турне «Шествие Золотого человека по музеям мира». Маршрут следования включает страны Азии и Европы, первая принимающая страна – Россия (далее Азербайджан, Китай, Южная Корея, Польша). С 4 апреля в Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открылась выставка «Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства».
На выставке можно увидеть реконструкцию «Золотого человека» в расшитой золотыми бляшками одежде, в головном уборе особой конической формы, украшенным золотыми пластинами в виде золотых стрел, снежных барсов, архаров, лошадей и птиц. Также экспонируется коллекция археологических находок эпохи раннего железного века (V – IV вв. до н.э.), сопровождавших захоронение этого знатного молодого воина-сака (по мнению археологов его возраст 17 – 18 лет).
Саки (в переводе с персидского - «могучие мужи») в сочинениях греческих авторов называются азиатскими скифами (слово saka восходит к скифскому «олень»). В других древних источниках саков образно описывали «турами с быстрыми конями». В числе трех больших групп этих племен упоминались саки-тиграхауда («острошапочники»), жившие там, где и был обнаружен курган Иссык с захоронением «Золотого человека». В кургане найдено свыше четырех тысяч золотых изделий: детали декора одежды, украшения и бытовая утварь, серебряная чаша с надписью, выполненной руническим письмом (один из древнейших памятников письменности на этой территории).
Важнейшая особенность древнего искусства степи - господство зооморфных образов, так называемого «звериного стиля», чьей отличительной чертой являются стилизованные изображения тотемных животных, сцен борьбы зверей, наделяемых магическими функциями. Драматизм сюжетов символизирует противостояние стихии, противоборство добра и зла, вечного движения и борьбы противоположностей. Ярким образцом «звериного стиля» является бляха, датируемая V-IV вв. до н.э., выполненная из золота в технике штамповки и рифления в виде двух зеркально отраженных барсов.
В Национальном музее Казахстана хранится обширная коллекция (свыше тысячи предметов) по этнографии народов Центральной Азии и Северного Кавказа. 175 образцов высокого ювелирного искусства привезены в Москву. Выставка «Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства» продлится до 13 мая 2018.
М.Ю.Г. (текст)
Иллюстрации Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Национальный музей Республики Казахстан.
На иллюстрации: Перстень-печать с изображением солнцеликого человека (оригинал). Курган Иссык. (V-IV вв. до н.э., металл желтого цвета, литье. Размер: 2,7х 2,5 см. Вес: 22,10 гр. Проба: 900) и Перстень с зеркальным щитком (оригинал). Курган Иссык. (V-IV вв. до н.э., металл желтого цвета, литье. Размер: 2,3 х 2,5 см. Вес: 17,25 гр.)