СЛЕГКА ПРИОТКРЫТЫЕ ГУБЫ ЖЕНЩИН

Целый «Квартал удовольствий» представит 2 марта Государственный музей Востока совместно с Fusion Culture Gallery Кирилла Данелия. «Человеческой жизни положен предел, любви же нет предела», - задолго до московских устроителей сформулировал главную идею выставки японский поэт Ихара Сайкаку. Весенняя экспозиция под кураторством Анны Пушаковой наряду с историей Ёсивара (известного японского квартала удовольствий) проиллюстрирует и судьбу его обитательниц.

СЛЕГКА ПРИОТКРЫТЫЕ ГУБЫ ЖЕНЩИН 1

Утагава Хиросигэ (1797–1858 гг.). Вид на квартал Син-Ёсивара на рассвете, из серии “Достопримечательности Эдо”
На рассвете гости покидают квартал Ёсивара, проходя через ворота О:мон. Головы мужчин покрыты особыми головными уборами – капюшонами под названием хо:каммури-дзукин, позволяющими сохранить инкогнито.

В состав экспозиции войдут более 150 гравюр периода Эдо (1603–1868 гг.) – работы таких прославленных авторов, как Кацусика Хокусай, Китагава Утамаро, Утагава Хиросигэ и Исода Корюсай. Многие произведения будут впервые представлены требовательной российской публике. Знакомство с выставкой начнется с раздела, посвященного «цветам Эдо», знаменитым женщинам Ёсивара (или юдзё).

СЛЕГКА ПРИОТКРЫТЫЕ ГУБЫ ЖЕНЩИН 2

Утагава Садакагэ (раб. в сер. XIX в.) Куртизанка, ожидающая клиента

Решение о создании в городе Эдо (ныне Токио) официального, лицензированного квартала удовольствий было принято в 1617 году. Открытый для посещения спустя несколько лет, Ёсивара действовал вплоть до середины ХХ века. Юдзё становились настоящими знаменитостями и привлекали внимание богатейших людей Японии. Однако даже самые талантливые из них были обречены проводить в Ёсивара значительную часть своей жизни, год за годом отрабатывая деньги, потраченные на наряды и обучение.

СЛЕГКА ПРИОТКРЫТЫЕ ГУБЫ ЖЕНЩИН 3

Утагава Хиросигэ (1797–1858 гг.). Тридцать шесть развлечений в Эдо: Таканава, ок. 1860 г.

Расположенный вдалеке от центра города, окруженный стенами и рвом, Ёсивара был местом работы нескольких тысяч женщин. Японская гравюра идеализировала их окружение, отражая желания и предпочтения жителей Эдо. Но каким образом женщины попадали в Ёсивара? Насколько тяжела была их дальнейшая судьба? Чем отличались каноны красоты того времени? Как выглядели знаменитые красавицы Японии? Есть ли разница между юдзё и гейшей? Выставка даст ответы на эти и многие другие вопросы.

СЛЕГКА ПРИОТКРЫТЫЕ ГУБЫ ЖЕНЩИН 4

Неизвестный художник. Улица Кадо в Син-Ёсивара. Дом Накамандзи, XIX в.

Второй раздел экспозиции расскажет о восприятии взаимоотношений между мужчиной и женщиной – как в квартале Ёсивара, так и вне его. В японском искусстве, в отличие от европейского, отсутствует эстетизация обнаженного тела. Чувственно привлекательный, эротический образ воплощается с помощью особых художественных средств и символов: мягкие складки одежд, плавные изгибы, утонченные повороты тел или слегка приоткрытые губы женщин.

СЛЕГКА ПРИОТКРЫТЫЕ ГУБЫ ЖЕНЩИН 5

Утагава Хиросигэ (1797–1858 гг.).
Ива у ворот квартала Симабара, из серии «Знаменитые виды» Киото, ок. 1834 г.
Ёсивара был далеко не единственным кварталом удовольствий в Японии. В частности, в Киото долгие годы
успешно действовал квартал Симабара. Однако изображения квартала Симабара встречаются в японской гравюре укиё-э гораздо реже.

Третий раздел выставки будет посвящен театральному искусству Японии, в первую очередь актерам, исполняющим роли юдзё в театре Кабуки.

СЛЕГКА ПРИОТКРЫТЫЕ ГУБЫ ЖЕНЩИН 6

Утагава Кунисада (1786–1865 г.). Куртизанка.
Куртизанки из Ёсивара иногда чернили зубы на манер замужних женщин. Процесс чернения зубов назывался охагуро, в его ходе использовался специальный состав из порошка железа, рисового крахмала, чая, уксуса и чернильного орешка.

Т.З. (Москва)
На иллюстрации: Утагава Кунисада (1786–1865) «Ойран». (Из серии “Сопоставление красавиц современности”, ок. 1827 г.) Изображена куртизанка ойран, нижняя губа которой, по моде
конца XVIII–XIX вв. была окрашена в зеленый цвет. Этот эффект носил название сасабэни (“бамбуковые румяна”): верхнюю губу окрашивали красным цветом (бэни – сафлор), нижнюю же покрывали зеленым (саса – бамбук)..

P.S. К выставке, которая завершится 10 апреля 2016 г., готовится научный иллюстрированный каталог.

 

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Последняя тайна Караваджо. Последняя?
Будет ли когда-нибудь раскрыта тайна смерти художника? Да и последняя ли она? ...
Далее
За Пушкина в ГУЛАГ. Художник Юстицкий
В московской галерее «Открытый клуб», которую следовало бы, по правде, назвать институтом-тусовкой, открылась выставка «Пушкинская сюита», акварелей середины 1930-х ...
Далее
Много секса? И слава Богу! Венецианская биеннале глазами берлинского галериста
Далее
Удовлетворить и удивить
Далее
Тифлисских окон негасимый цвет
Далее
Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее