«СРАВНИВ ПРОШЕДШЕЕ, СВЕСТИ ЕГО С НАСТОЯЩИМ»

С 7 по 11 марта 2015 года в петербургском Музее творческого объединения «Митьки» прошла выставка «Афоризмы. Козьма Прутков». Она несколько отличается от прошлогодней, с которой познакомились зрители на родине Усольской эмали в Сольвычегодске и во Пскове. Нынешняя экспозиция дополнена новыми работами художников объединения. В том числе и холстом «Балтика!» самого Дмитрия Шагина. Да и завершилась выставка вполне «по-митьковски»: до сего дня ее работы не покинули музейные стены, несмотря на целый ряд новых проектов, реализуемых музеем.

Творческое наследие Пруткова вполне кратно мировосприятию «Митьков»: чем «Бди!» не «Дык!»? Литературный дебют Пруткова состоялся в разделе «Ералаш» журнала «Современник». И оба этих понятия – «Ералаш» и «Современник» - в полной мере отражает митьковская выставка. Сентенции полуторавековой давности оживают в интерпретации «Митьков». Гопники с конкретными битами окружают Буратино, а текст констатирует «Чужой нос другим соблазн». «Если хочешь быть счастливым, будь им!» сопровождает незатейливый сюжет: улыбающийся Дмитрий Медведев делает селфи айфоном. И текст ли тут иллюстрирует художник или художника иллюстрирует текст - понять зачастую нельзя. Да и не нужно, наверное. Ведь до сих пор нет полной ясности куда в более глобальном вопросе об обусловленности изобразительного искусства словесностью в русской культуре.

Проект «Афоризмы. Козьма Прутков» стартовал 22 июля 2014 года в городе Сольвычегодске, где в рамках Прокопьевской ярмарки регулярно проходит Фестиваль Козьмы Пруткова. (Легендарный литературный персонаж по воле своих создателей - Алексея Толстого и братьев Жемчужниковых - считается уроженцем тамошней деревни Тентелевое). Поездку художников на Прутковский фестиваль юмора в Архангельскую область финансово поддержал петербургский городской Комитет по культуре. «Митьки» не просто привезли с собой готовые картины, но часть работ на радость гостям фестиваля создали прямо на месте. В Петербурге представлены 30 работ 8 художников. Каждая картина заслуживает отдельного разговора, представляя игру в игре, но кто обнимет необъятное?

Например, классический чёрный квадрат в работе «Лучше скажи мало, но хорошо» Андрея Кузнецова (1957 г.). «Митя сунул холст: Нарисуешь? - А то! – вспоминает художник. -
Открыл интернет. Почитал изречения. Остановился на: «Лучше мало, но хорошо.» Подумал. За основу композиции взял «Черный Квадрат» Малевича, самый первый, тот что в Третьяковке. Прикольно, но квадрат получился один в один. Во всяком случае в размер. Как получилось? Просто размер холста для проекта 100х80, соответственно вертикаль. В реальности, по горизонтали размер оказался 79.5.  Ну я и сделал квадрат как есть, а когда заглянул в альбом и прочитал размеры малевичевского квадрата, был весьма удивлен - ровно 79.5х79.5. Мистика!»

Игровая мистика, на мой взгляд, родовая черта русской культуры. А Митьки её неотъемлемая часть. С проектом «Афоризмы. Козьма Прутков» Козьма Петрович (1801 г.) играючи вписался в современность, «свёлся с настоящим», говоря его же словами. Обрел актуальную плоть. С легкой руки Дмитрия Владимировича Шагина (1957 г.) и круга его друзей, заняв в этом круге своё, далеко не последнее место: «Где начало того конца, которым оканчивается начало?»

Олег Серебряков,
Прибалтийский корреспондент The Art Newspaper Russia специально для проекта Прииск.

На иллюстрации: Дмитрий Шагин и «Дмитрий Шагин».

P.S. «Зри в корень»: фоторепортаж с апрельской выставки Василия Бертельса (С-Пб.)

«СРАВНИВ ПРОШЕДШЕЕ, СВЕСТИ ЕГО С НАСТОЯЩИМ» 1

"Мистика!" - А.Кузнецов у своей работы.

«СРАВНИВ ПРОШЕДШЕЕ, СВЕСТИ ЕГО С НАСТОЯЩИМ» 2

Чаепитие на выставке.

«СРАВНИВ ПРОШЕДШЕЕ, СВЕСТИ ЕГО С НАСТОЯЩИМ» 3

"Если хочешь быть счастливым..." - выставочная стена.

«СРАВНИВ ПРОШЕДШЕЕ, СВЕСТИ ЕГО С НАСТОЯЩИМ» 4

Разговор  Митька с гусаром.

«СРАВНИВ ПРОШЕДШЕЕ, СВЕСТИ ЕГО С НАСТОЯЩИМ» 5

Обсуждая увиденное.

«СРАВНИВ ПРОШЕДШЕЕ, СВЕСТИ ЕГО С НАСТОЯЩИМ» 6

Танин уголок - работы Татьяны Шагиной.

«СРАВНИВ ПРОШЕДШЕЕ, СВЕСТИ ЕГО С НАСТОЯЩИМ» 7

Осмысляя увиденное.

«СРАВНИВ ПРОШЕДШЕЕ, СВЕСТИ ЕГО С НАСТОЯЩИМ» 8

Просто и ясно: смотри в небо - увидишь небо.

«СРАВНИВ ПРОШЕДШЕЕ, СВЕСТИ ЕГО С НАСТОЯЩИМ» 9

Афиша выставки.

P.P.S. Открытки, посвященные проекту «Афоризмы. Козьма Прутков» скоро спрашивайте в магазине проекта «Прииск»! Каждая памятная открытка - "Балтика", "Лучше скажи мало, но хорошо!", "Никто не обнимет необъятное" - выпущена тиражом 7 шт. по цене в 4 евро за штуку! Заказы на открытки принимаются только в нашем магазине – приобретая у нас вы поддерживаете искусство и наш сайт!

 

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Последняя тайна Караваджо. Последняя?
Будет ли когда-нибудь раскрыта тайна смерти художника? Да и последняя ли она? ...
Далее
За Пушкина в ГУЛАГ. Художник Юстицкий
В московской галерее «Открытый клуб», которую следовало бы, по правде, назвать институтом-тусовкой, открылась выставка «Пушкинская сюита», акварелей середины 1930-х ...
Далее
Много секса? И слава Богу! Венецианская биеннале глазами берлинского галериста
Далее
Удовлетворить и удивить
Далее
Тифлисских окон негасимый цвет
Далее
Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее