СТОП-КАДР. ЛИЦЕНЗИЯ НА ИСКУССТВО

Спорт. Казалось бы, это беспроигрышная тема в стране, где не пустовали и не пустуют стадионы да тренажёрные залы. Но как редко спорт гостит в эстонских галереях! Точно нет и не было в стране Олимпийских игр и славных атлетов. А ведь еще на заре века минувшего на всю Российскую империю гремело имя борца Георга Луриха… Может быть, именно обращение к спортивной тематике и выдвинуло в ряд наиболее ярких событий года в Эстонии июльскую выставку Тэнно Пенто Соостера (1957 г.) «Фальсификация истории».

«Фальсификация истории» состоялась с 3 по 21 июля 2015 г. в таллинской Vabaduse Galerii (Реэт Варблане, куратор галереи, умеет делать неожиданные и сильные ходы). Дюжина графических работ последнего десятилетия, изящно представленных в качестве стержня инсталляции, перенесли зрителя в пространство европейского модерна, через сор и пустую стеклотару нашего быта как бы цепляя и приглашая к игре современность. Заря ХХ столетия, сэр Уинстон Черчилль при неизменной сигаре обходит шеренгу спортсменов, готовящихся сдать анализ на допинг. Вроде бы всё чинно-благородно на работе «Первый допинг-контроль» (2014 г.), но каков жест одного из игроков, положившего ладонь на ягодицы соседа! А под рисунком прямо на полу галереи выстроились бутылки с желтоватым содержимым…

Т.Соостер, «Первый допинг-контроль» (2014 г., смеш. техника)

Эта выставка вполне могла бы носить имя «мужские игры», с пониманием отметил старший редактор отдела культуры одной из ведущих газет Эстонии Тийт Туумалу, подчеркивая смысловую многоплановость «Фальсификации истории». Но на мой взгляд, ироничный проект Тэнно Соостера не нуждается в ином названии. Он ближе всего к сценарному комиксу, где ряд картинок-сюжетов выступают автономными заставками к своеобразным новеллам-короткометражкам, объединенным личностью автора. Не случайно центральное произведение экспозиции («Похищение Европы», 2014 г.) представляет 9-местный велосипед из породы тандемов, чьи ездоки, крутя педали возносят над собой зело упитанную даму с тату в виде знака евро на изрядном плече. Глянцево-сочный, цветной Супермен завершает монохромный коллектив похитителей, вдогонку которому хочется воскликнуть нечто патетическое, нечто вроде «Quo vadis?». Зрительскую улыбку вызывает и «Тайная вечеря» (2015 г.) с центровым, готовящемся принять подачу…

На открытии выставки «Фальсификации истории» (Слева Т.Соостер, Р.Варблане)

Тэнно Пент Соостер не просто интересный и глубокий художник, чьи работы могут украсить любое собрание современного искусства. Ему приходится нести бремя имени, крест «сына классика» московского концептуализма Юло Соостера. И каждая из выставок Тэнно (помимо всего прочего) несет по-своему неизбежный, как говорят киношники, «закадровый» диалог, в ходе которого Соостеру-младшему раз за разом приходится доказывать самостоятельность и самобытность. Иначе говоря, каждой выставкой подтверждать лицензию на искусство. Тэнно Соостер родился в Москве в семье художников, обожжённых ГУЛАГом, Лидии (1926-1999 гг.) и Юло Соостер (1924-1970 гг.). Они познакомились в Караганде, на межлагерной художественной выставке «Наши достижения». С детских лет Тэнно окружали люди, ныне названные основоположниками и классиками московского концептуализма: Эдуард Штейнберг (1937-2012 гг.), Борис Жутовский (1932 г.), Владимир Янкилевский (1938 г.), Виктор Пивоваров (1937 г.), Илья Кабаков (1933 г.) – «я постоянно варился в этой среде, - позднее скажет Тэнно, - и это стало основой моего собственного творчества».

Заметное влияние на Тэнно оказала и «кухня» советской мультипликации. «Союзмультфильм» набирал работников на такую профессию, как фазовщик, вспоминает художник, это одна из самых низших ступеней в анимации, перед тем, как начинается производство фильма, собирается творческая группа (режиссер, художник-постановщик, их ассистенты), есть в ней некий человечек, который успевает везде – «вот этим человечком был я». Дорисовывал, доделывал, докрашивал… Потом были армия, режиссерские курсы ВГИКа и профессия художника-мультипликатора. С 1990 г. Тэнно Соостер живет и плодотворно работает в Израиле.

«Фальсификации истории» - третья персональная выставка Тэнно Соостера на родине отца, но первая в её столице.

Олег Серебряков

На иллюстрациях: Т.Соостер, фрагмент работы «Тайная вечеря» (2015 г., смеш. техника)

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Тифлисских окон негасимый цвет
Далее
Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
Далее
Покупали, как не в себя
На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
Далее
Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
Далее
Классика передвигается в виртуал
Далее