Как и морская буря историческая оставляет по себе великое множество всякой всячины. Золотая пора для небогатого, но терзаемого страстью собирательства человека. И для рождения коллекций, на основе которых появляются новые музеи... 20-летие Музея частных коллекций Миккеля Эстонского художественного музея КУМУ отмечено выставкой «Мейсен. Мир в фарфоре», чью основу составили произведения, собранные Йоханнсом Миккелем.
Йоханнс Миккель (1907-2006) родился в Юрьевском (ныне Тартуском) уезде в семье коммерсанта. «Философ по призванию, а по должности работник торговли» (так полушутя полусерьезно позднее говорил о себе Миккель) начал собирать произведения искусства в 1920-ые годы, когда Мировая, а затем Гражданская войны разорили дворянские гнёзда остзейского края, а тысячи жителей России превратили в беженцев. Но антикварные лавки были буквально переполнены произведениями искусства по ценам, доступным даже небогатому школьнику и студенту. До Второй мировой войны Миккелю удаётся заложить основу серьёзной, хотя и в чём-то пёстрой, коллекции. В частности, он приобрел около 360 листов старой графики (Альбрехт Дюрер, Мартин Шонгауэр, Маркантонио Раймонди, Рембрандт и др.) и ряд живописных произведений. Но во время войны эта ценная коллекция погибла в пожаре. В 1944 году Миккель перебирается из Тарту в Таллин, где до выхода на пенсию (в 1978 году) заведует и комиссионным, и мебельным магазинами.
Й.Миккель в своей квартире (фотография).
Самыми новыми предметами квартиры Миккеля в обыкновенной таллинской «хрущёвке» была мебель 1930-х годов (остальная - антик). Серый хрущевский дом, поднимаешься по грязной лестнице, вспоминает один из гостей коллекционера, входишь и оказываешься в доме или усадьбе вальяжного дворянина… О советском быте напоминали газ и водопроводный кран. Миккель даже в повседневном быту использовал старинную посуду.
Страстный собиратель-энтузиаст, Миккель не жаловал узкую специализацию, полагаясь на свойственные подлинным коллекционерам интуицию и эрудицию. Пополняя своё собрание, Йоханнс Миккель не пытался создать какую-то особую систему или следовать узким тематическим рамкам. Его направляло чутье коллекционера. В поле интереса Миккеля оказывались не только живопись и графика. Китайский, русский и западноевропейский фарфор и керамика XVIII века заняли заметное место в коллекции.
По модели Иоганна Карла Шёнгейта. Молодой человек с корзиной цветов, «Молодой садовник» (1767, производство 1840, живопись на глазури, фарфор. Мейсенская фарфоровая мануфактура. Из собрания Эстонского художественного музея).
Выставка Эстонского художественного музея» «Мейсен. Мир в фарфоре, как подчеркивают её организаторы, является своего рода поклоном и данью уважения Миккелю, чья коллекция предметов искусства, в 1994 году подаренная музею, составила постоянную экспозицию открытого в 1997 году Музея частных коллекций Миккеля. Изящные фарфоровые произведения Мейсенской мануфактуры бережно экспонируемые в музейном пространстве точно символизируют хрупкость культуры в нашей бурной современности.
Поскольку основой выставки послужила эклектичная коллекция Миккеля, здесь не найти ни полного обзора направлений и стилей, ни истории Мейсенского мануфактуры, хотя Музей фафрофрового фонда Meissen Porzellan-Stiftung (Германия) по просьбе эстонской стороны предоставил для экспозиции ряд предметов. Благодаря этому выставка «Мейсен. Мир в фарфоре» показывает в полном (или близком к тому) объеме серии, представленные в собрании Миккеля одним или двумя предметами. «…выбраны те предметы, которые Йоханнес Миккель наверняка хотел бы иметь и в своем собрании, но по ряду обстоятельств был лишен этой возможности», - пояснили организаторы выставки, с пониманием продолжив линии лишь намеченные страстным коллекционером.
Йохан Иохим Кяндлер. Итальянский грейхаунд на подушке (модель 1766, производство 1865, в основании надпись Chien favorit de feu S.M. l’Imperatrice Catherine de Russie. Мейсенская фарфоровая мануфактура. Из собрания Мейсенского музея).
Куратором выставки «Мейсен. Мир в фарфоре» выступила Александра Мурре, директор Кадриоргского художественного музея, автономным подразделением которого является Музей частных коллекций Миккеля. Выставка была открыта в конце минувшего мая, включила в себя ряд лекций и продлится до 8 октября текущего года.
К.С. (текст)
Иллюстрации: Эстонский художественный музей КУМУ и открытые источники.
На иллюстрации: Йохан Иохим Кендлер. Обезьяний оркестр (1753, фигура из серии, живопись на глазури, фарфор. Мейсенская фарфоровая мануфактура. Из собрания Эстонского художественного музея).