СУМЕТЬ УВИДЕТЬ ТЕМНОТУ

Проект Максима Симченко (1991 г.) «Обрывки» с середины сентября экспонируется в помещениях «Завода культуры» (бывшие корпуса таллинского завода Polymer). Практически целый этаж заводского корпуса стал домом для 2 объектов и 16 холстов, площадкой для игры молодого художника. Симченко не задается «проклятыми» вопросами, «кто виноват?», или «что делать?». Скорее всего, Максим просто попытался разобраться, «где я?» И заодно напомнил, что слухи о кончине «Завода культуры» оказались несколько преувеличенными.

Молодой художник использовал карт-бланш руководства «Завода» не по годам своим зрело. Сам вход на «Обрывки» превратился в перформанс на тему ночной посадки самолета. Дорога, в нарушение всех противопожарных мер обозначенная горящими свечами, вела к экспозиции, точнее в пространство диалога черных плоскостей, урбанистических граффити, холстов и объектов в формате «от пола до потолка». Два выставочных зала и коридор всей своей кубатурой укутались в черное и темноту, акцентируя смысловые грани объектов экспозиции.

Зритель, привыкший к нудному пережёвыванию натюрмортно-пейзажной лирики и позавчерашних «красивостей» на «русских» выставках Таллина, вдруг попадает в атмосферу, насыщенную образами актуальной не только для ровесников Симченко современности. Молодой художник сумел обозначить свою территорию узнаваемой конкретикой. На фоне огней ночного города играет саксофонист, точно аккомпанируя возвращающимся из русского авангарда начала века ХХ персонажам, играм подростково-брутального текста и кислотно-ярких красок.

Ленин в нимбе, чья светодарность многократно умножена простой электрической лампой, Йоко Оно при инфернальных черных рогах – в смысловом размахе «Обрывки» стремятся освоить культурные и социальные крайности. Но главное, наверное, не здесь. Даже не в интригующе интерактивном объекте Симченко «Противогазы» (2014 г.), где посетитель имеет право оставить в книге отзывов свое мнение об актуальной необходимости противогаза, или в обжигающе откровенном (и, добавлю, автобиографичном) холсте-аппликации «Мальчик и птица» (2013 г.), трактующем извечное противостояние жизни и смерти через реалии-маркеры Великой депрессии 30-х.

Суть в том, что Максим Симченко сумел увидеть и передать живое неподдельное чувство первооткрывателя темноты. Сумел увидеть и показать зрителю темноту, сделав ее 19 экспонатом «Обрывков», созвучным и кратным каждой из работ. «Я хотел выйти за рамки, - говорит художник. – И показываю то, что интересно мне. Это активный поиск». Темнота на выставке молодого таллинского художника действительно выступает как территория поиска, территория творческого самоопределения в контексте некомплиментарного культурного мэйнстрима. И это внушает оптимизм, заставляет ждать новых проектов Максима. Ведь он сумел увидеть темноту, которую даже не ощутить, пока не увидел свет.

Олег Серебряков,

Прибалтийский корреспондент The Art Newspaper Russia

Фото А.Пахарев

На снимке: М.Симченко «Мальчик и птица», 2013 г., х., масло, эстонские газеты, 70х90. Собственность автора.

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Тифлисских окон негасимый цвет
Далее
Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
Далее
Покупали, как не в себя
На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
Далее
Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
Далее
Классика передвигается в виртуал
Далее