Проект Максима Симченко (1991 г.) «Обрывки» с середины сентября экспонируется в помещениях «Завода культуры» (бывшие корпуса таллинского завода Polymer). Практически целый этаж заводского корпуса стал домом для 2 объектов и 16 холстов, площадкой для игры молодого художника. Симченко не задается «проклятыми» вопросами, «кто виноват?», или «что делать?». Скорее всего, Максим просто попытался разобраться, «где я?» И заодно напомнил, что слухи о кончине «Завода культуры» оказались несколько преувеличенными.
Молодой художник использовал карт-бланш руководства «Завода» не по годам своим зрело. Сам вход на «Обрывки» превратился в перформанс на тему ночной посадки самолета. Дорога, в нарушение всех противопожарных мер обозначенная горящими свечами, вела к экспозиции, точнее в пространство диалога черных плоскостей, урбанистических граффити, холстов и объектов в формате «от пола до потолка». Два выставочных зала и коридор всей своей кубатурой укутались в черное и темноту, акцентируя смысловые грани объектов экспозиции.
Зритель, привыкший к нудному пережёвыванию натюрмортно-пейзажной лирики и позавчерашних «красивостей» на «русских» выставках Таллина, вдруг попадает в атмосферу, насыщенную образами актуальной не только для ровесников Симченко современности. Молодой художник сумел обозначить свою территорию узнаваемой конкретикой. На фоне огней ночного города играет саксофонист, точно аккомпанируя возвращающимся из русского авангарда начала века ХХ персонажам, играм подростково-брутального текста и кислотно-ярких красок.
Ленин в нимбе, чья светодарность многократно умножена простой электрической лампой, Йоко Оно при инфернальных черных рогах – в смысловом размахе «Обрывки» стремятся освоить культурные и социальные крайности. Но главное, наверное, не здесь. Даже не в интригующе интерактивном объекте Симченко «Противогазы» (2014 г.), где посетитель имеет право оставить в книге отзывов свое мнение об актуальной необходимости противогаза, или в обжигающе откровенном (и, добавлю, автобиографичном) холсте-аппликации «Мальчик и птица» (2013 г.), трактующем извечное противостояние жизни и смерти через реалии-маркеры Великой депрессии 30-х.
Суть в том, что Максим Симченко сумел увидеть и передать живое неподдельное чувство первооткрывателя темноты. Сумел увидеть и показать зрителю темноту, сделав ее 19 экспонатом «Обрывков», созвучным и кратным каждой из работ. «Я хотел выйти за рамки, - говорит художник. – И показываю то, что интересно мне. Это активный поиск». Темнота на выставке молодого таллинского художника действительно выступает как территория поиска, территория творческого самоопределения в контексте некомплиментарного культурного мэйнстрима. И это внушает оптимизм, заставляет ждать новых проектов Максима. Ведь он сумел увидеть темноту, которую даже не ощутить, пока не увидел свет.
Олег Серебряков,
Прибалтийский корреспондент The Art Newspaper Russia
Фото А.Пахарев
На снимке: М.Симченко «Мальчик и птица», 2013 г., х., масло, эстонские газеты, 70х90. Собственность автора.