Проект Третьяковской галереи на Крымском Валу «Мужики и бабы» посвящен образам крестьян в скульптуре ХХ в. С 1 марта почтенной публике будут представлены работы лучших мастеров советской пластики - Е.Ф. Белашовой, В.Н. Домогацкого, Б.Д. Королева, В.И. Мухиной, Б.Ю. Сандомирской, С.М. Чуракова, И.Д. Шадра. Каков же он был - русский крестьянин - в пластике минувшего столетия?
До сих пор этот вопрос не был предметом специального рассмотрения, хотя ещё в начале прошлого столетия художники России со времен передвижников проявляли постоянный интерес к крестьянской теме. Экспозиция ГТГ включает портреты, характерные типажи, сцены работы в поле, изображения отдыхающих крестьянок.
В экспозиции можно выделить несколько тематических пластов. Ряд образов ассоциируется с представлением о крестьянстве как носителе народной мудрости, как хранителе опыта, накопленного предшествующими поколениями. Вместе с тем иногда в них читаются черты консерватизма и патриархальности, отличающие крестьянина как особый социальный тип, ритм жизни которого подчинен природному циклу.
Другие скульптуры имеют портретный характер, но при этом образы несут в себе некие архетипические черты, отражающие особенности мироощущения русского крестьянина, – это «Федот Нечесаный. Крестьянин из Ясной поляны» Б.Д. Королева, «Старик» Е.Ф. Белашовой. Некоторые из представленных произведений уже в годы создания стали заметным явлением выставочной жизни, а теперь вошли в фонд шедевров советского искусства.
К примеру, «Крестьянка» В.И. Мухиной, созданная по государственному заказу к выставке «10 лет Октября», была отправлена на Венецианскую биеннале 1928 года и имела там невероятный успех. На выставках Общества русских скульпторов, объединения, собравшего лучших мастеров эпохи рубежа 1920-1930-х годов, экспонировались «Молодайка» М.Д. Рындзюнской, «Рязанский мужик» и «Рязанская баба» Б.Ю. Сандомирской.
Выставка предоставляет возможность сопоставить работы разных мастеров на одну тему – жизнь крестьянства 1920-1950-х годов, когда знаковые и менее известные произведения, поддерживая друг друга, усиливают и оттеняют звучание образов. Но ответить, каков же был русский крестьянин, придется все-таки зрителю.
Цаплин Д.Ф. Голова отца. (1934. Камень. 39х20х24. ГТГ)
Выставка (в рамках проекта «Третьяковская галерея открывает свои запасники») открыта с 1 марта по 10 сентября 2017 года. Куратор экспозиции Л.М. Бедретдинова, сокуратор Н.Ю. Денисова.
Б.М. (текст). Иллюстрации Третьяковская галерея.
На иллюстрации: Ефимов И.С. Тамбовская невеста (1914. Фаянс. ГТГ).