Не единым махом, как говорится, не в один присест. Но с мая по ноябрь! Впервые со времени своего основания в 1979 Прибалтийская триеннале проходит поочередно во всех трех республиках Востока Балтийского моря: в Литве с 11 мая по 12 августа, в Эстонии с 29 июня по 2 сентября, в Латвии с 21 сентября по 18 ноября. «Эстонский» этап арт-фестиваля живёт под слоганом-идиомой Give up the Ghost, из всей возможной палитры значений которого организаторы выбрали практически буквальное «расстаться с призраком».
В купоросной зелени световой инсталляции. Ю. Соостер. «Губы» (1964, х., м., 54х78 Эстонский художественный музей КУМУ).
Помпезный старт XIII-ой Прибалтийской триеннале в Таллинском доме искусств занял два дня. Впрочем, и они едва вместили перформансы и музыкально-танцевальные мероприятия. Это, с одной стороны, убедительный несомненный плюс, но с другой - превратил на все иные дни пространство триеннале в подобие сцены, покинутой актёрами. Видеопанели и проекторы, световая инсталляция главного зала - эхо отыгранного спектакля, территория призрака. Паллиатив. Утешение ли, что ряд «живых» перформансов запланирован на заключительный «эстонский» день триеннале на иной таллинской площадке?..
«Куда ехала цирк?» - объекты XIII-ой Прибалтийской триеннале в Таллинском доме искусств.
Таллинская экспозиция объединила творчество 23 художников региона и «большой» Европы. Часть представленных работ выполнена специально под главный вопрос форума – «что же значит принадлежность в эпоху фрагментарных идентичностей?». Выбранный на закрытом конкурсе сотрудниками Центра современного искусства Эстонии, Центра современного искусства в Вильнюсе и Центра современного искусства в Риге куратор триеннале лондонец французского происхождения Винсент Оноре (Vincent Honore), в чьём активе кураторство лондонской Hayward Gallery, опыт работы в Tate Modern и David Roberts Art Foundation, комментируя ракурс подачи акцентировал тело как ядро экспозиции: «То есть подвижное тело, фрагментарное тело, естественное тело, политическое тело и желающее тело. Чувственность стала на этой выставке средством измерения принадлежности».
Карлотта Бэйли-Борг. Из серии «Флирт» (2017, керамика, 36х36х3).
Наверное, из такого видения и проистекает попытка без тесноты выстроить разговор художников нынешних и «дней минувших». Работы француза Пьер Малинье (Pierre Malinier) и «самого западного из московских концептуалистов» Юло Соостера доминирующе звучат из начала 60-х ХХ века. Живописная инсталляция «звезды эстонского актуального искусства» Мерике Эстна и керамические плиты Карлотты Бэйли-Борг (Carlotta Bailly-Borg) уже на втором плане произносят свои яркие монологи, созданные буквально вчера. Разделенные во времени, географическом и культурном пространстве произведения показаны скорее не ответами на главный вопрос форума, но только фрагментами пазла «о принадлежности», сложить или не сложить который призывается зритель.
Пьер Малинье. «Праздничная еда Мане. 40-я картина из серии Шаман» (1960, винтажное серебро, желатиновая печать, 30х23.7)
Однако далеко не всякому, согласимся, под силу этакая забава.
Пауль Эритарк (текст).
Архив Прииска, Василий Бертельс (иллюстрации).
На иллюстрации: Фрагмент инсталляции Мерике Эстна. «Яйцо. Лярва. Нимфа» (2018, см. техн., 840х430, собственность художницы).