Убрать нельзя показывать. Где поставить запятую?

Мечты, мой читатель, имеют свойство сбываться. Но время «сбычи» они выбирают сами. Кто не мечтал очутиться в сказке? Сказка — тут. Она, куда теперь ни глянь, повсюду. Для каждого своя, но никому не обещающая быть исключительно милой. Помните, как инвалиды-учебники отправили в сказочный мир невыученных уроков шалуна Витю Перестукина? Нас, очень похоже, в эти сказочные дебри с плотоядными коровами забросил безнадежно покалеченный учебник истории, мизантроп со специфическим чувством юмора.

Весной года минувшего российская Frolov Gallery выставила в пространстве реанимированной Арт-Москвы скульптуру 2018 года «Большая мать» Олега Кулика. Изрядная женщина, решенная в формате «палеолитической Венеры», вздымала в поднятой руке меч. Откровенно гротескное тело верёвками на хлипком пьедестале как бы пытаются удержать крохотные мужички. По слухам, художник, создавая свой «подарок начинающему психоаналитику», переживал «тяжелое расставание со второй женой» и много думал о месте и роли современной женщины.

Олег Кулик (1961) на фоне «Большой матери» в Гостином дворе. Архивный фотоколлаж

Увы, с февраля 2022 года видение окружающего в меру своей испорченности приобрело характер эпидемии. «Омерзительно», «нереально уродливая голая баба», «голые уродцы» - на эпитеты нынче не скупятся. «Большая мать» вызвала совершенно неожиданные аллюзии. Её, видимо не ведая ни о чём ином кроме «Родины-матери», сочли кощунственной пародией на шедевр Евгения Вучетича, венчающий Мамаев курган в городе Волгограде! Вполне официально на художника пожаловались весомые на Москве господа Александр Хинштейн и Захар Прилепин. В результате по итогам ярмарки перед Куликом замаячила перспектива невесёлого уголовного дела о реабилитации нацизма (штраф до ₽5 млн, принудительные работы или лишение свободы до 5 лет).

Д. Шагин. День тельняшки. Ноябрь 2022, х., м.,50х70 (собственность художника)

Под занавес прошлого года художник Дмитрий Шагин получил приглашение показать свою картину «День тельняшки» в рамках проекта «Открытика», знаменующего 65-летие журнала «Декоративное искусство», в пространстве Всероссийского музея декоративного искусства. «Организаторы, - рассказывает художник, - журнал «Декоративное искусство» спросили, нет ли у вас на тему праздника? А у нас есть праздник, митьковский, - мы придумали «День тельняшки» в свое время...» На шагинском холсте, созданном в ноябре 2022 года, изображены «сестрёнки», «братки» в тельняшках, полосатый рыжий кот и любопытный водолаз. Над рекой Невой с «Авророй» и алым транспарантом, гласящем, что «Митьки никого не Хотят Победить!» в синем-синем небе радостно парят белые голуби. Порви-гармонь праздник, одним словом! Не зря же картину репродуцировали на баннере «Открытики».

Баннер с намертво закрашеным лозунгом

Но какая сказка без «трудностей и неприятностей»? Выпускница московского Институт легкой промышленности, с 2012 года директор Всероссийского музея декоративного искусства госпожа Елена Титова распорядилась «в связи с присутствием политического подтекста в работе Дмитрия Шагина «День тельняшки» … изъять данную работу из экспозиции». Решение в духе товарища Огурцова, незабвенного героя сказочной советской кинокомедии «Карнавальная ночь». Смутил-возмутил мадам директора миролюбивый митьковский лозунг. Даже на баннере лозунг намертво закрасили (хорошо, что не на картине).

Обращение г-жи Е. Титовой

«Последний раз мою работу запрещали в 1986 году, - развёл руками Шагин. - Это был портрет Николая Гумилева, поэта. И считалось, что его тоже нельзя почему-то. Прошло сколько лет, и вот опять! Я, честно говоря, не ожидал. Ничего там такого вроде, добрая, хорошая картина... И вот на репродукции моей картины несмываемой красной краской была замазана надпись «Митьки никого не хотят победить!». Я пытался отмыть - не отмывается. Они сказали, что это гуашь, но не получается. То есть просто испортили еще и изображение картины. Я, честно говоря, в замешательстве был, я думал, это всё так... А тут - что-то жёстко! Закрасили так, что никогда никто не отмоет»...

Кадр из мультипликационного фильма «В стране невыученных уроков» (1969 г. «Союзмультфильм», реж. Ю. Прытков, художник А. Волков)

Получается как в сказке, из которой не выбраться, пока не поставишь правильно запятую. Слава горним, пока не в «казнить нельзя помиловать», а в «убрать нельзя показывать». Где ставить-то будем?

Текст: Фома Ревельский

Иллюстрации: Архив Дмитрия Шагина, архив Прииска

На иллюстрации: Дмитрий Шагин забирает свою картину с выставки «Открытика» перед тем, как увезти её из Москвы обратно в Санкт-Петербург

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Тифлисских окон негасимый цвет
Чуден и щедр месяц май в городе Тбилиси. Столетие сменяет столетие, а тбилисский май всё тот же юный чародей. В мае 2022 года на улице Галактиона Табидзе в доме 19 случи�...
Далее
Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Искусство как никакое другое поле человеческой деятельности сберегает уникальное звучание своего времени, своей эпохи. Как знать, может быть, именно поэтому так ц�...
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
Далее
Покупали, как не в себя
На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
Далее
Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
В год 150-летия со дня рождения зодчего Алексея Викторовича Щусева (1873 – 1949) о нем образно и пластично рассказал посредством выставки в Всероссийском музее декорати�...
Далее
Классика передвигается в виртуал
Национальная галерея Финляндии открыла виртуальную выставку, по задумке кураторов, погружающую зрителя глубоко в мир образов Хуго Симберга (1873-1917), крупнейшего пр�...
Далее