Мечты, мой читатель, имеют свойство сбываться. Но время «сбычи» они выбирают сами. Кто не мечтал очутиться в сказке? Сказка — тут. Она, куда теперь ни глянь, повсюду. Для каждого своя, но никому не обещающая быть исключительно милой. Помните, как инвалиды-учебники отправили в сказочный мир невыученных уроков шалуна Витю Перестукина? Нас, очень похоже, в эти сказочные дебри с плотоядными коровами забросил безнадежно покалеченный учебник истории, мизантроп со специфическим чувством юмора.
Весной года минувшего российская Frolov Gallery выставила в пространстве реанимированной Арт-Москвы скульптуру 2018 года «Большая мать» Олега Кулика. Изрядная женщина, решенная в формате «палеолитической Венеры», вздымала в поднятой руке меч. Откровенно гротескное тело верёвками на хлипком пьедестале как бы пытаются удержать крохотные мужички. По слухам, художник, создавая свой «подарок начинающему психоаналитику», переживал «тяжелое расставание со второй женой» и много думал о месте и роли современной женщины.
Увы, с февраля 2022 года видение окружающего в меру своей испорченности приобрело характер эпидемии. «Омерзительно», «нереально уродливая голая баба», «голые уродцы» - на эпитеты нынче не скупятся. «Большая мать» вызвала совершенно неожиданные аллюзии. Её, видимо не ведая ни о чём ином кроме «Родины-матери», сочли кощунственной пародией на шедевр Евгения Вучетича, венчающий Мамаев курган в городе Волгограде! Вполне официально на художника пожаловались весомые на Москве господа Александр Хинштейн и Захар Прилепин. В результате по итогам ярмарки перед Куликом замаячила перспектива невесёлого уголовного дела о реабилитации нацизма (штраф до ₽5 млн, принудительные работы или лишение свободы до 5 лет).
Под занавес прошлого года художник Дмитрий Шагин получил приглашение показать свою картину «День тельняшки» в рамках проекта «Открытика», знаменующего 65-летие журнала «Декоративное искусство», в пространстве Всероссийского музея декоративного искусства. «Организаторы, - рассказывает художник, - журнал «Декоративное искусство» спросили, нет ли у вас на тему праздника? А у нас есть праздник, митьковский, - мы придумали «День тельняшки» в свое время...» На шагинском холсте, созданном в ноябре 2022 года, изображены «сестрёнки», «братки» в тельняшках, полосатый рыжий кот и любопытный водолаз. Над рекой Невой с «Авророй» и алым транспарантом, гласящем, что «Митьки никого не Хотят Победить!» в синем-синем небе радостно парят белые голуби. Порви-гармонь праздник, одним словом! Не зря же картину репродуцировали на баннере «Открытики».
Но какая сказка без «трудностей и неприятностей»? Выпускница московского Институт легкой промышленности, с 2012 года директор Всероссийского музея декоративного искусства госпожа Елена Титова распорядилась «в связи с присутствием политического подтекста в работе Дмитрия Шагина «День тельняшки» … изъять данную работу из экспозиции». Решение в духе товарища Огурцова, незабвенного героя сказочной советской кинокомедии «Карнавальная ночь». Смутил-возмутил мадам директора миролюбивый митьковский лозунг. Даже на баннере лозунг намертво закрасили (хорошо, что не на картине).
«Последний раз мою работу запрещали в 1986 году, - развёл руками Шагин. - Это был портрет Николая Гумилева, поэта. И считалось, что его тоже нельзя почему-то. Прошло сколько лет, и вот опять! Я, честно говоря, не ожидал. Ничего там такого вроде, добрая, хорошая картина... И вот на репродукции моей картины несмываемой красной краской была замазана надпись «Митьки никого не хотят победить!». Я пытался отмыть - не отмывается. Они сказали, что это гуашь, но не получается. То есть просто испортили еще и изображение картины. Я, честно говоря, в замешательстве был, я думал, это всё так... А тут - что-то жёстко! Закрасили так, что никогда никто не отмоет»...
Получается как в сказке, из которой не выбраться, пока не поставишь правильно запятую. Слава горним, пока не в «казнить нельзя помиловать», а в «убрать нельзя показывать». Где ставить-то будем?
Текст: Фома Ревельский
Иллюстрации: Архив Дмитрия Шагина, архив Прииска
На иллюстрации: Дмитрий Шагин забирает свою картину с выставки «Открытика» перед тем, как увезти её из Москвы обратно в Санкт-Петербург