«ВЫСТАВКА ИСКУССТВА КАК БЫ ЭСТОНСКОЙ ССР»

Третьяковская галерея на Крымском Валу открыла выставку «Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918–2018», сделанную совместно с Художественным музеем Эстонии. Это второй после выставки азербайджанского искусства «республиканский» проект ГТГ в преддверии празднований 100-летия СССР. Но Художественный музей Эстонии рассматривает этот проект как часть своей обширной программы, приуроченной к 100-летию Эстонской Республики. Однако, насколько возможно оставим политику в стороне, попросив нашего московского представителя Михаила Боде поделиться своими впечатлениями от выставки...

На вернисаже

Эльмар Китс (1913-1972).  Торжественное собрание 1 мая в актовом зале Тартуского государственного университета. (1945, х., м.,  Тартуский художественный музей).

Вообще-то московский зритель, помнящий выставки эстонского искусства (как всеобщие, так и монографические) в столице, рассчитывал на сколько-нибудь внятный показ. А вот и нет. То, что нам показали – сладкая каша местного соцреализма, подчас раз разбавленная рассолом локального модернизма и специями регионального contemporary art`а. Тот, кто впервые увидел это искусство, мало что поймет в нем, а если и поймет, то весьма превратно.

Автопортреты Юло Соостера на стене ГТГ на Крымском валу.

На втором этаже работают операторы (фото – А. Самойлов)

Начнем с того, что выставку открывает целая галерея работ Э. Китса, в принципе замечательного художника. Но зачем же ему одному посвящать весь антресольный этаж. Других что ли не было в Эстонии мастеров? А Адо Ваббе и другие? Соцреалмазня Китса просто удручающая. Хорошо, что показали его «подпольные» абстрактные штудии – здесь мы их раньше никогда не видели – это просто Сазерленд (и в то же время и написанный). Просто здорово! Но почему нет Китса 1930-х годов, ведь выставка имеет подзаголовок «1918-2018». И вообще от эпохи первой независимой Эстонии, то есть с1918 по 1940 год представлено всего четыре работы. Это итог 20 лет независимости и свободного творчества? А где мастера объединения «Паллас»?

А если сверху посмотреть… (фото – А.  Самойлов)

Пауль Сонтаг (1987-2012). Пирет (2012, х., м., частное собрание).

Но вернемся к Китсу. Рядом с ним – «московский нонконформист» Юло Соостер, показанный к тому же очень невнятно за исключением автопортретов – они хороши, особенно те, где он с железными зубами (ясно, что лагере выбили). Понятно, что тот учился у Китса, но здесь это сближение совсем ни к чему. Уж лучше бы поставили стихийного, но крепкого французистого сюрреалиста Вийральта (но тому уготовили отчего-то почти сортирную выгородку в самом конце экспозиции). Разминку с местным концептуализмом с инсталляциями с манекенами, видео и «найденными объектами» проходишь быстро.

Малле Лейс (1940-2017). Ноябрь. Триптих. (1097, х., м., ГТГ).

В одном из выставочных залов. (фото - А. Самойлов).

На нижнем этаже – удручающий соцреалистический Окас, скучный суровый Кормашов (и такого-то мастера надо уметь так уныло преподнести). Конечно, Винт – а как без него, Кесккюла – тоже нужен (хотя бы один) и т.д. и т. п.

Арнольд Акберг (1894-1984). Крыши. (1926, х., м., Художественный музей Эстонии).

Сюрреалистическое дыхание Европы. Внутри Вийральтовской выгородки…

Все как-то заглажено и причесано, и по-современному припудрено. Такое ощущение, что перед тобой выставка искусства как бы Эстонской ССР нового времени. И не было, и нет никакой независимости. Хотя бы творческой.

Эрик Хаамер (1908-1994). Ловцы угря. (1942, х., м., Художественный музей Эстонии).

Выставочный зал. В центре картина Эльмара Китса «Семья Ребане» (1955).

Выставка «Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918–2018» в ГТГ на Крымском Валу (стоимость полного билета 500 руб.) открыта до 27 января 2019 года. Кураторами проекта, включившего произведения из собраний Художественного музея Эстонии, Государственной Третьяковской галереи, Тартуского художественного музея и частных коллекций, выступили Эха Комиссаров и Татьяна Зелюкина.

Михаил Боде (текст, иллюстрации).
Александр Самойлов (иллюстрации).

На иллюстрации: Юло Соостер (1924-1970). Машущий. Автопортрет (1954, х., м., Художественный музей Эстонии).

 

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Тифлисских окон негасимый цвет
Далее
Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
Далее
Покупали, как не в себя
На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
Далее
Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
Далее
Классика передвигается в виртуал
Далее