Третьяковская галерея на Крымском Валу открыла выставку «Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918–2018», сделанную совместно с Художественным музеем Эстонии. Это второй после выставки азербайджанского искусства «республиканский» проект ГТГ в преддверии празднований 100-летия СССР. Но Художественный музей Эстонии рассматривает этот проект как часть своей обширной программы, приуроченной к 100-летию Эстонской Республики. Однако, насколько возможно оставим политику в стороне, попросив нашего московского представителя Михаила Боде поделиться своими впечатлениями от выставки...
На вернисаже
Эльмар Китс (1913-1972). Торжественное собрание 1 мая в актовом зале Тартуского государственного университета. (1945, х., м., Тартуский художественный музей).
Вообще-то московский зритель, помнящий выставки эстонского искусства (как всеобщие, так и монографические) в столице, рассчитывал на сколько-нибудь внятный показ. А вот и нет. То, что нам показали – сладкая каша местного соцреализма, подчас раз разбавленная рассолом локального модернизма и специями регионального contemporary art`а. Тот, кто впервые увидел это искусство, мало что поймет в нем, а если и поймет, то весьма превратно.
Автопортреты Юло Соостера на стене ГТГ на Крымском валу.
На втором этаже работают операторы (фото – А. Самойлов)
Начнем с того, что выставку открывает целая галерея работ Э. Китса, в принципе замечательного художника. Но зачем же ему одному посвящать весь антресольный этаж. Других что ли не было в Эстонии мастеров? А Адо Ваббе и другие? Соцреалмазня Китса просто удручающая. Хорошо, что показали его «подпольные» абстрактные штудии – здесь мы их раньше никогда не видели – это просто Сазерленд (и в то же время и написанный). Просто здорово! Но почему нет Китса 1930-х годов, ведь выставка имеет подзаголовок «1918-2018». И вообще от эпохи первой независимой Эстонии, то есть с1918 по 1940 год представлено всего четыре работы. Это итог 20 лет независимости и свободного творчества? А где мастера объединения «Паллас»?
А если сверху посмотреть… (фото – А. Самойлов)
Пауль Сонтаг (1987-2012). Пирет (2012, х., м., частное собрание).
Но вернемся к Китсу. Рядом с ним – «московский нонконформист» Юло Соостер, показанный к тому же очень невнятно за исключением автопортретов – они хороши, особенно те, где он с железными зубами (ясно, что лагере выбили). Понятно, что тот учился у Китса, но здесь это сближение совсем ни к чему. Уж лучше бы поставили стихийного, но крепкого французистого сюрреалиста Вийральта (но тому уготовили отчего-то почти сортирную выгородку в самом конце экспозиции). Разминку с местным концептуализмом с инсталляциями с манекенами, видео и «найденными объектами» проходишь быстро.
Малле Лейс (1940-2017). Ноябрь. Триптих. (1097, х., м., ГТГ).
В одном из выставочных залов. (фото - А. Самойлов).
На нижнем этаже – удручающий соцреалистический Окас, скучный суровый Кормашов (и такого-то мастера надо уметь так уныло преподнести). Конечно, Винт – а как без него, Кесккюла – тоже нужен (хотя бы один) и т.д. и т. п.
Арнольд Акберг (1894-1984). Крыши. (1926, х., м., Художественный музей Эстонии).
Сюрреалистическое дыхание Европы. Внутри Вийральтовской выгородки…
Все как-то заглажено и причесано, и по-современному припудрено. Такое ощущение, что перед тобой выставка искусства как бы Эстонской ССР нового времени. И не было, и нет никакой независимости. Хотя бы творческой.
Эрик Хаамер (1908-1994). Ловцы угря. (1942, х., м., Художественный музей Эстонии).
Выставочный зал. В центре картина Эльмара Китса «Семья Ребане» (1955).
Выставка «Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918–2018» в ГТГ на Крымском Валу (стоимость полного билета 500 руб.) открыта до 27 января 2019 года. Кураторами проекта, включившего произведения из собраний Художественного музея Эстонии, Государственной Третьяковской галереи, Тартуского художественного музея и частных коллекций, выступили Эха Комиссаров и Татьяна Зелюкина.
Михаил Боде (текст, иллюстрации).
Александр Самойлов (иллюстрации).
На иллюстрации: Юло Соостер (1924-1970). Машущий. Автопортрет (1954, х., м., Художественный музей Эстонии).