Можно сказать, что история взаимоотношений почтенного аукционного дома Christie’s и России берёт своё начало во второй половине XVIII века. Именно тогда охочая до изящного «матушка императрица» (Екатерина II Великая) приобрела при посредничестве Джеймса Кристи коллекцию сэра Роберта Уолпола. Куда позднее – в 1934 году аукционный дом выступил первопроходцем на рынке работ Фаберже, проведя первые тематические торги в Лондоне на Кинг-стрит. С тех пор образцы русского искусства регулярно появляются на аукционах Christie’s. Однако, лишь полвека назад, в 1969 году, в Женеве Christie’s открыл департамент русского искусства. А его первые русские торги прошли в 1970 году.
Отмечая в нынешнем году 50-летие департамент русского искусства Christie’s вспоминает самые яркие достижения, связанные с шедеврами русского искусства. На Christie’s выставлялись известные частные коллекции русского декоративно-прикладного искусства, включая собрания таких фамилий, как Клор, Форбс, Гринфилд, Казан и Проваторов. В начале XXI века впервые была превышена отметка в £1 млн (в 2004 году картина Ивана Айвазовского «Исаакиевский собор в морозный день» была продана за £1,1 млн).
«Проработав в Christie's последние 33 года, я был свидетелем того, как расцветал этот сегмент рынка, - отметил Алексей Тизенгаузен, глава международного департамента русского искусства Christie’s. - За последние пять десятилетий Christie's приобрел исключительную профессиональную репутацию, что привело к установлению ценовых рекордов на произведения знаковых русских художников, таких как Машков, Кустодиев, Гончарова и Серов. Постоянно адаптируясь к изменениям окружающего мира, мы продолжаем поиск новых источников произведений русского искусства музейного уровня». Суммарный профессиональный опыт сотрудников департамента, работающих в Лондоне, Нью-Йорке и Париже, составляет более 100 лет. В состав команды, которую возглавляет глава международного департамента Алексей Тизенгаузен, входят: международный директор Сара Мэнсфилд; специалисты и руководители торгов Александра Бабенко и Марго Оганесян; парижский специалист Николя Кензиг; глава нью-йоркского департамента Изабела Грохольски.
Департаменту русского искусства Christie’s принадлежит более 60 ценовых рекордов на произведения Ильи Репина, Исаака Левитана, Василия Верещагина, Натальи Гончаровой, Ильи Машкова и Аристарха Лентулова. Следствием доверительных отношений сотрудников департамента с коллекционерами стали знаковые собрания, в разное время выставлявшиеся на торги (коллекции Сомова, принцессы Маргарет, греческого короля Георга I), а также продажа отдельных работ из собраний Бруклинского музея, Метрополитен-музея и Художественного центра Франсис Леман-Лоб при Колледже имени Вассара. В 1990 году «Портрет князя Евгения Гагарина» Ореста Кипренского был куплен Государственным Русским музеем (Санкт-Петербург), что стало первой продажей российскому музею после распада СССР.
Сегодня Christie’s принадлежит ценовой рекорд на самое дорогое произведение русской живописи, когда-либо проданное на торгах («Супрематическая композиция» Казимира Малевича, ушедшая с молотка в 2018 году почти за $86 млн) и на самое дорогое произведение русского декоративно-прикладного искусства («Яйцо Ротшильда» работы Фаберже, проданное в 2007 году за US$18 576 214).
Но разве у совершенства есть пределы? Ведь не зря говорят, что юбилей – это возраст расцвета.
К. Е., Москва (текст).
Christie’s (иллюстрации).
На иллюстрации: Фаберже, мастерская Михаила Перхина, инкрустированное драгоценными камнями и украшенное эмалью яйцо в корпусе из золота разных цветов с часами и заводным механизмом, датировано 1902 годом (фрагмент).